Тема: Экологическое ассорти.
Цель: организация летнего досуга младших школьников.
Задачи:
1.Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес кокружающему нас миру.
2.Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микроколлективе.
3.Воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся кбережному и правильному отношению к природе.
Ход проведения
Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.
“Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и
торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский.
Звучит мелодия Поля Мория «В мире животных».
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…? (Природа)
Кроссворд-загадки (перевёртыши)
Отгадай правильно загадки и узнаешь,где можно встретиться с этими героями!
1. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней май серёжки дарит ей. (азереб)
2. На большой цветной ковёр села эскадрилья,
То откроет, то закроет расписные крылья. (икчобаб)
3. У меня ходули – не страшны болота,
Лягушат найду ли,- вот моя забота. (ялпац)
4. Есть в реке работники: не столяры, не плотники,
А выстроят плотину – хоть пиши картину. (ырбоб)
5. Леса пустеют и поля, вокруг осенняя земля,
Поднялись клином от земли сегодня утром.(илваруж)
6. На шесте сколочен дом, на ветру качается,
В нём ни ночью и ни днём дверь не закрывается.
Кто жилец? (церовкс)
7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти,
Нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (кинжородоп)
8. Очень мягкий, как былинка, сам зелёный, как травинка,
На лесах, в лугах, у речки, в травках прячется… ( кичензук)
9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк. (кичнавудо)
10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый. (клов)
1 |
||||||||||||||
2 |
||||||||||||||
3 |
||||||||||||||
4 |
||||||||||||||
5 |
||||||||||||||
6 |
||||||||||||||
7 |
||||||||||||||
8 |
||||||||||||||
9 |
||||||||||||||
10 |
Экспресс – вопрос.
Вопросы для 1 команды
Что значит «Волка ноги кормят»?
(Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)
Каких зверей называют «шатунами»?
(Медведей, не спящих зимой по той или иной причине.)
Какой гриб самый опасный, его яд подобен змеиному, его не едят даже черви.
(Бледная поганка.)
Какая птица абсолютно не имеет голоса? Она только клювом щелкает. (Аист.)
Кто летает быстрее всех? (Стриж.)
Какой гриб растет быстрее всех трубчатых? (Подберезовик, по 4,5 см в сутки.)
Какие звери летают? (Летучая мышь, белка – летяга.)
Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
Подобна соснам, елкам, а зимою без иголок. (Лиственница.)
Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)
Все ли зайцы зимой белые? (Нет, заяц – русак – серый.)
Что означает
«плач» березы весной? (Сокодвижение.)
Сколько ног у паука? (Восемь.)
Стрекочущее и прыгающее насекомое с длинными задними ногами. (Кузнечик.)
Какой зверь падок до малины? (Медведь.)
Вопросы для 2 команды
Что ест зимой барсук? (Ничего, он зимой спит.)
Какую траву и слепые знают? (Крапиву.)
Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки.)
Какой лесной зверь сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
Что происходит с пчелой, когда она ужалит? (Она погибает.)
У каких животных детеныши появляются осенью? (У зайцев.)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей в момент
линьки.)
Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)
Очень крупная кошка с полосатой шкурой. (Тигр.)
Как и у елки, у него иголки. (Еж.)
Какой у нас самый маленький зверь? (Землеройка, всего 3,5 см в длину.)
Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла.)
Какого зверя называют «пушистым золотом Сибири»? (Соболя.)
Какое травянистое растение расцветает весной первым? (Мать – и мачеха.)
Следующий конкурс «Бюро погоды».
Каждой команде на листочках предлагается описание поведения всего живого в природе. Команды должны определить к какой погоде происходят те или иные изменения в природе.
Для 1 команды:
Какая будет погода?
Рыба не клюет – она сыта.
Пчелы сидят в улье и громко гудят.
Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.
Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки.
Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации. Ласточки летают над самой землей, кричат кулики.
Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились.
Возле цветов желтой акации кружится много насекомых.
Крот нагребает высокие холмики.
Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.
(Все эти признаки ухудшения погоды.)
Для 2 команды:
Какая будет погода?
Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.
Ласточки и стрижи летают высоко.
Комары – толкуны толкуются столбом.
Поздно вечером сильно трещат кузнечики.
Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает.
Соловей поет всю ночь.
Птицы весело поют.
Раскрыты цветки кувшинки.
Голуби разворковались.
Паук усиленно плетет сети.
(К сухой погоде.Все эти признаки хорошей погоды.)
Игра «Немой строй»
Участники становятся в ряд. Ведущий объясняет суть игры:
-Сейчас я обойду вас сзади и каждому хлопну по спине ладошкой.Сколько раз хлопну, у того такой будет порядковый номер. Вы по сигналу начинаете строиться по порядку. НО! Не произнося ни звука! (для надежности можно завязать рот).
Фишка в том,что, обходя участников, ведущий может хлопнуть 2 раза по 1, ни одного раза 4, и т.д, насколько хватит фантазии. И тогда рядов может быть не один, а 2, или 3...
Викторина «Из чего состоит мусор»
1.Это изобрели китайцы.
2.Это получают из древесины.
3.Это хорошо горит.
4.Из этого получается много мусора.
5.На этом обычно рисуют и пишут.
(БУМАГА)
1.Это делают из песка.
2.Если это нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3.Если это оставить на солнце, то оно может стать источником пожара.
4.Чаще всего оно прозрачное.
5.Когда это падает, оно разбивается.
(СТЕКЛО)
1.Раньше вместо этого люди использовали влажный песок, глину или смесь животного жира с водой и древесной золой.
2.Это убивает рыбу в воде и растения на земле.
3.Этим мы все пользуемся каждый день.
4.С помощью этого вещи и предметы становятся чище.
5.Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
(МОЮЩИЕ СРЕДСТВА)
1.Это изобрели в Англии в середине 19 века.
2.Это производят из нефти и природного газа.
3.Это составляет большую часть мусора на Земле.
4.Это почти не разлагается в природе.
5.Из этого часто делают упаковку для продуктов питания.
(ПЛАСТМАССА)
1.Это добывают на поверхности или в недрах земли с древних времен.
2.Это достаточно прочное, оно блестит и чаще всего гнется.
3.Это бывает легким, тяжелым и даже благородным.
4.Это часто может окисляться или ржаветь.
5.Из этого делают очень многое: каркасы зданий, инструменты, украшения, тару для продуктов и т.д.
(МЕТАЛЛ)
1.Эти отходы появились самыми первыми, на заре человечества.
2.Они занимают большую часть мусорного ведра.
3.Они могут быть животного или растительного происхождения.
4.Некоторые из них можно использовать как удобрения.
5.Это быстро разлагается в природе.
(ПИЩЕВЫЕ ОТХОДЫ, ОРГАНИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ)
1.Это делают из пластмассы и газа, поэтому это очень легкое.
2.Это применяется для тепло- и звукоизоляции.
3.Это легко воспламеняется и когда горит, выделяет очень токсичный дым.
4.Это состоит из крупинок и чаще всего белое.
5.В это упаковывают различные товары (особенно хрупкие), бытовую технику и пищевые товары.
(ПЕНОПЛАСТ)
Кроссворд к теме «Растения леса»
Какие ягоды собрал медведь в корзину?
Ответы: малина, калина, рябина, ежевика, черника, клубника, голубика, земляника,
костяника.
Кроссворд-викторина «Птицы»
Победит тот, кто впишет больше названий птиц.
Ответы: чиж, сыч, выпь, аист, гусь, утка, орел, удод, цапля, сокол, фазан,
петух.
Задание к теме «Грибы»
Найди все спрятавшиеся грибы.
Ответы: груздь, лисички, мухомор, волнушка, опята, боровик, рыжик.
Подведение итогов
«Берегите землю»
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Игра «Дяденька»
Один игрок объявляется «дяденькой». Он становится спиной к остальным участникам. Игроки отходят подальше. Далее они начинают продвигаться к водящему. С каждым шагом участники по очереди спрашивают: «Дяденька, какой сегодня день?». Водящий отвечает им смешными фразами. Когда он решает, что участники подошли достаточно близко, то говорит, что сегодня день охоты, и кидается ловить их. Пойманный игрок становится новым водящим.
Игра «Калистоп»
Начинают игру двое детей. Пока один из них говорит: «Калистоп, калистоп, раз, два, три, четыре, стоп», другой, что есть
силы, бежит вперед. На слове «стоп» бегущий ребенок останавливается. Игрок, который произносил речовку, должен на глаз определить расстояние до стоящего участника. Он называет количество великанов (больших шагов) и лилипутов
(приставных шагов, когда пятка приставляется к носку) и совершает озвученное число шагов. Если он не достает до второго участника или переступает, пробуют другие дети. Следующим бегуном становится ребенок, которому удается точнее всех определить расстояние до стоящего игрока.