Анализ учебно-воспитательной работы школы.
КГУ «ОСШ с.Красный Кордон» за 2020-2021 учебный год
На основании анализа работы школы за 2020-2021 учебный год коллектив школы выдвинул на 2021-2022 учебный год следующие образовательные и воспитательные задачи:
Цель: Роль внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в повышении качества образовательного процесса через технологию «БиС»
1. Внедрение системы критериального оценивания в УВП.
2.Совершенствовать систему работы школы, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие навыков здорового образа жизни.
3.Совершенствовать деятельность учителя по повышению качества знаний каждого конкретного ученика.
4.Направить действия педагогического коллектива на предотвращение пропусков, обучающихся без уважительной причины.
5.Учителям при подготовке обучающихся к экзаменам вести персональный учет индивидуальных ошибок, мониторинг результатов деятельности учащихся.
6.Повысить ответственность учителей начальной школы за качество подготовки обучающихся.
7. Учителям повысить уровень преподавания школьных предметов за счет использования ИКТ, новых технологий обучения, через школьный сайт, сеть творческих учителей
8. Повысить требования к качеству преподавания, уровню работы педагогического персонала школы
9.Продолжить работу по методической проблеме «Активные методы обучения, использование современных технологий на уроке и вне его как средство повышения качества образования»
10.Продолжить работу по накоплению передового педагогического опыта.
11. Активизировать работу с одаренными детьми через дополнительные занятия.
12. Продолжить работу по развитию познавательного интереса, повышению интеллектуального уровня учащихся через кружковую работу, разнообразных форм внеурочной работы, через качество проведения воспитательных мероприятий, укрепление и развитие традиций школы;
13. Активнее привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу, повышать роль и ответственность родителей за воспитание своих детей через систему правового всеобуча родителей и учащихся
На основании выдвинутых задач было принято решение о проведении мероприятий, способствующих их выполнению.
Учебный план школы на 2020-2021 учебный год был составлен на основании базисного и типового учебного плана и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющиеся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами.
В 2020–2021 учебном году в школе занималось на конец учебного года 66 школьника.
Школа работала в режиме пятидневной рабочей недели, занятия в школе проводились в две смены, все классы общеобразовательные. Учебный год начался с 1 сентября и продолжается: 32 учебные недели в предшкольном классе, в первых классах – 33 учебные недели, во 2-9 классах – 34 учебные недели.
Учебный план на 2020-2021 учебный год выполнен согласно ГОСО.
Основными элементами контроля УВП являлись:
· выполнение всеобуча;
· состояние преподавания учебных предметов;
· качество ведения школьной документации;
· выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;
· подготовка и проведение итоговой аттестации;
· выполнение решений педагогических советов и совещаний.
Формы контроля использованные в 2020 – 2021 учебном году:
· классно – обобщающий контроль в 1, 4, 9 классах;
· обзорный контроль – обеспеченность учащихся учебной литературой,
· персональный - состояние школьной документации, состояние учебных кабинетов на конец и начало учебного года, контроль календарно – тематического планирования, выполнение учебных программ и минимума контрольных, проверочных и лабораторных работ по всем предметам; организация работы прикладных курсов, работа со слабоуспевающими и одаренными детьми, состояние охраны труда и техники безопасности.
· административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам · стартовый контроль, рубежный контроль (четвертной, полугодовой), итоговый контроль (годовой), итоговая аттестация.
· персональный контроль - обеспечение эффективной и планомерной работы по подготовке к ВОУД; посещение уроков администрации, посещение уроков и внеклассных мероприятий молодыми специалистами.
Методы контроля:
- наблюдение (посещение уроков);
- изучение документации;
- проверка знаний (тесты, контрольные, практические работы);
- анализ.
Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля и заранее составленному графику. Основные направления посещений и контроля уроков:
1. методы и приемы контроля за усвоением знаний учащихся;
2. разнообразие форм и методов работы на уроке;
3. эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся;
4. классно – обобщающий контроль и состояние преподавания предметов;
5. использование ТСО на уроках;
6. работа с одаренными и слабоуспевающими учащимися.
Итоги контроля подводились на педагогических советах, совещаниях при директоре и завуче.
Все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.
2. Анализ педкадров
В КГУ «ОСШ с. Красный Кордон» кадровый состав на 2020-2021 год составлял 18 человек из них 2 педагога совместителя (учитель истории Курмангожина А.Е. из Зерендинской СШ №1, учитель физики и информатики Разин Н.Л. из Зерендинской СШ №2). Администрация школы представлена в лице 3-х человек, педагогический и технический коллективы состоят из 24 сотрудников.
Учителя школы - специалисты с высшим и средне-специальным педагогическим образованием. Начиная с 2014 по 2019 годы доля учителей, имеющих высшее образование, понижается с приходом учителей, имеющих среднее педагогическое образование. (таблица 2).
Таблица2. Образовательный уровень педагогических работников организации
Показатели |
2017-2019 |
2019-2020 |
А |
2 |
3 |
Численность педагогических работников, |
17 |
17 |
имеющих высшее образование |
14 |
14 |
имеющих средне-специальное педагогическое образование |
3 |
3 |
имеющих высшее непедагогическое образование |
1 |
1 |
обучающихся заочно |
3 |
4 |
Доля педагогических работников, |
|
|
имеющих высшее образование |
82,3% |
83,3% |
имеющих средне-специальное педагогическое образование |
17,6% |
16,6% |
обучающихся заочно |
17,6% |
22,2% |
В целом основной костяк педагогического коллектива сложившийся, текучесть кадров наблюдается среди молодых специалистов, по причине семейных обстоятельств.
В организации образования педагогические работники распределены по четырем возрастным группам (таблица 3). Наблюдается увеличение количества молодых специалистов. В целом отражается увеличение количества опытных педагогов.
Таблица 4. Распределение педагогических работников в зависимости от стажа работы
Учебный год |
Численность педагогических работников, имеющих стаж работы |
||||
0-3 года |
4-8 лет |
9-16 лет |
17-20 лет |
свыше 20 лет |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2019-2020 |
2 |
3 |
5 |
1 |
6 |
2020-2021 |
2 |
3 |
5 |
1 |
6 |
К 2020 году увеличилась численность молодых специалистов и педагогических работников в возрасте до 30 лет и составила 6 человек
Количество педагогических работников пенсионного возраста - 1.
Средний возраст педколлектива составляет – 42 лет.
Таблица 5. Возрастная характеристика педагогических работников организации
Учебный год |
Численность педагогических работников в возрасте |
||||
до 30 лет |
30-40 лет |
40-50 лет |
старше 50 лет |
пенсионного возраста |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2019-2020 |
4 |
4 |
7 |
2 |
1 |
2020-2021 |
4 |
4 |
7 |
2 |
1 |
Доля педагогических работников, имеющих высшую и первую категорию, в 2020-2021 учебном году составила 53% (таблица 6). В перспективе есть учителя, которые будут повышать свою квалификационную категорию.
Таблица 6. Квалификационный уровень педагогических работников организации
Учебный год |
Численность педагогических работников, имеющих категорию (человек) |
Доля педагогических работников, имеющих высшую и первую категории (процент) |
||
высшую |
первую |
вторую |
||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
2019-2020 |
1 |
8 |
5 |
53% |
2020-2021 |
1 |
8 |
7 |
53% |
На начало 2020-2021 учебного года численность педагогических работников составила 18 человек. Коллектив сформирован из творчески работающих учителей. Уровень образования и квалификации соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к деятельности организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы общего среднего образования.
Курсы повышения квалификации и переподготовки педагогические работники школы проходили по преподаваемым дисциплинам, а также по работе с интерактивным оборудованием.
Повышение квалификации за 3 года прошли:
в 2018 – 2019 уч. году – 3 педагогов 18 (%),
в 2019-2020 уч. году – 5 педагогов 35 (%),
в 2020-2021 уч.году – 3 педагога 16 (%).
Повышение квалификации ведется с учетом реальных потребностей учителей и школы.
Среди учителей школы есть учителя, которые награждены за свой труд почетными грамотами:
Грамота МОН РК: Кузьменко Н.М.
Грамота Областного управления образования: Соболева Н.Е., Кузьменко Н.М.
Грамоты и благодарственные письма ГУ «Отдела образования» Зерендинского района: Соболева Н.Е., Емельяненко Ю.В., Костылев А.Н., Гущина Т.В., Молдахметова А.О., Карабай А.Р., Орлов С.Ю.
На начало года школа укомплектована квалифицированными кадрами, на вакантные часы из соседних школ приглашены по совместительству учителя: 2020-2021 уч.году – истории, физики и информатики.
Таблица 8. Сведения о педагогической нагрузке
Учебный год |
Всего педагогов |
Количество педагогов |
|||
Имеют полную ставку и выше |
Имеют 0,5 ставки и выше |
Имеют меньше 0,5 ставки |
Имеют 0,25 ставок и меньше |
||
2019 - 2020 |
17 |
17 |
0 |
0 |
- |
2020-2021 |
18 |
18 |
0 |
0 |
- |
В школе создана комиссия по аттестации педагогических кадров, которая следит за своевременной аттестацией своих педагогических работников.
Председателем аттестационной комиссии является директор школы, Соболева Н.Е., комиссия работает в соответствии с Положением об аттестации педагогических кадров, контролируются сроки прохождения аттестации педагогов.
Данные по прохождению аттестации педагогических работников за последние 2 года приведены в таблице:
Таблица 9.
Учебный год |
Проходили аттестацию |
В том числе: |
В результате получили |
||||
На высшую |
на 1-ю |
на 2-ю |
высшую |
1-ю |
2-ю |
||
2019-2020 |
3 |
0 |
3 |
0 |
|
|
|
2020-2021 |
3 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2. Успеваемость и качество знаний учащихся.
Главное внимание педагогического коллектива, руководства школы в истекшем году было сосредоточено на улучшении всего уровня учебно-воспитательного процесса.
Приоритетными направлениями учебно-воспитательной работы были:
- изучение и внедрение элементов новых образовательных технологий и ИКТ;
- улучшение работы с одаренными детьми;
- совершенствование научно-методической работы и создание творческой атмосферы.
Контингент учащихся в разрезе по учебным годам
Таблица 10. Количественный состав учащихся.
Учебные годы |
Контингент учащихся |
Всего |
||||
|
1-4кл. с русским языком обучения |
|
5-9кл. с русским языком обучения |
|
||
2018-2019 |
|
17 |
|
24 |
|
41 |
2019-2020 |
|
23 |
|
30 |
|
53 |
2020-2021 |
|
27 |
|
42 |
|
59 |
Качество знаний составляет – 69.7%, при 100% успеваемости.
Таблица 11.
Показатели (учебный год) |
2018 – 2019 |
2019-2020 |
2020-2021 |
Успеваемость % |
100 |
100 |
100 |
Качество знаний % |
70 |
72,4 |
73.7 |
По сравнению с 2019-2020 учебным годом качество знаний увеличилось на 1,3%. Анализ данных из таблицы свидетельствует о том, что наблюдается положительная динамика , так как школа активно работает над предотвращением низкой успеваемости.
За последние годы число отличников, ударников по школе значительно не меняется.
Таблица 12. Количество отличников, ударников
|
2018 – 2019 уч.год |
2019-2020 уч.год |
2020-2021 |
|||
|
отличники |
ударники |
отличники |
ударники |
Отличники |
ударники |
1-4 классы |
8 |
5 |
10 |
8 |
10 |
17 |
5-9 классы |
3 |
13 |
4 |
15 |
11 |
29 |
Итого |
11 |
18 |
14 |
23 |
21 |
46 |
Повышение качества знаний связано с тем, что все больше педагогов школы используют в своей практике разнообразные формы и методы в проведении уроков, элементы инновационных технологий, ресурсы Интернета. Наличие интерактивных досок в кабинетах позволило значительно разнообразить уроки объектами мультимедиа, повысить интерес учащихся, внимательность, разнообразить формы контроля знаний.
В следующем учебном году будут продолжена работа по внедрению в практику инновационных технологий педагогами школы.
Результаты аттестации выпускников
Результаты итоговой аттестации в 9 классе в 2020-2021 учебном году
Предмет |
Учитель |
Кол-во уч-ся |
сдавало |
Сдали на |
Кач-во % |
Усп-ть % |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
|||||||
Қазақ тілі (ауызша) |
Карабай А.Р. |
6 |
6 |
0 |
4 |
3 |
0 |
33% |
100% |
|
Русский язык (письменно) |
Кузьменко Н.М. |
6 |
6 |
0 |
5 |
2 |
|
33% |
100% |
|
Математика (письменно) |
Соболева Н.Е. |
6 |
6 |
0 |
6 |
1 |
0 |
33% |
100% |
|
3. Анализ учебно-методической работы
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
В 2020-2021 учебном году школа работала над темой: Роль внедрения личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию в повышении качества образовательного процесса через технологию «БиС»
Задачи методической работы.
1. Организация работы по единой методической теме.
2. Развитие учительского потенциала как педагогическая стратегия образования.
3. Продолжение изучения и практического использования современных образовательных технологий.
4. Повышение профессионального мастерства педагогов и совершенствование работы по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
5. Качественное развитие научно-исследовательской работы всеми категориями учащихся и педагогов
6. Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Развитие инновационных процессов в школе.
Основные направления методической работы.
1. Работа по единой методической теме.
2. Работа методического совета.
3. Тематические педсоветы, семинары, практикумы.
4. Самообразование педагогов.
5. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
6. Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа.
7. Диагностика и мониторинг
Состав методического совета КГУ «ОСШ с.Красный Кордон» на 2020-2021 у.г.
№ п.п. |
Ф.И.О. |
должность |
1. |
Соболева Н.Е. |
Директор школы |
2 |
Орлов С.Ю. |
завуч по УР |
3 |
Ольжагулова Г.А. |
завуч по воспитательной работе, |
4 |
Шкода И.В. |
руководитель МО учителей предметников |
5 |
Сумская М.Н. |
руководитель МО классных руководителей |
Основная задача работы над темой - непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области определенной науки и методики ее преподавания.
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведение урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, развитие способностей и природных задатков учащихся, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. При планировании методической работы школы педколлектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Решению этих задач способствовала результативная работа методической службы школы, основное назначение которой на современном этапе непосредственно связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состояло в следующем:
- активное вовлечение педагогов в научно – методическую работу школы и района;
- удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников;
- выявление, оформление и сопровождение педагогического опыта.
Одной из основных задач методического совета является координация деятельности методических объединений. В течение учебного года в школе работало 2 методических объединения.
Анализ работы МО учителей предметников
В методическое объединение учителей предметников входит 18 педагогов. Из них 14 учителей с высшим образованием, 3 со средним специальным. 8 учитель имеют первую кв. категорию, 5 учителей имеют вторую категорию, 3 без категории.
МО в этом году работает над методической темой: «Создание оптимальных условий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении предметам а реализации основных направлений ГОСТ»
Цель: создать условия, обеспечивающие усвоение обязательного минимума содержания образования по предметам базисного учебного плана, способствующие формированию у школьника ключевых компетенций, сохранению качества обучения учащихся.
Задачи:
Результаты работы МО
Внутришкольная олимпиада |
||||
|
ФИО учащегося |
Предмет |
Место |
Класс |
|
Чемельдин Матвей Долгова Юлия Каракоз Людмила Светличный Глеб Нуянзина Анастасия |
История Русский язык Английский язык Математика Казахский язык |
1 м. 1 м. 1 м. 1 м. 1 м. |
5 5 6 5 5
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Республиканский конкурс «Пони»- в гостях у Пифагора |
|||
№ |
ФИО учащегося |
Место |
Класс |
|
Орловец Ксенья |
Участие
|
2 |
|
Нариман Аралан |
2 |
|
|
Лантух Ангелина |
2 |
|
|
Ескене Назира |
2 |
|
1 |
Селенок Алиса |
3 3 |
|
2 |
Некрасова Маргарита |
||
|
Балтыхан Айым |
3 |
|
|
Мелащенко София |
4 |
|
|
Морева Василиса |
4 |
|
Международный конкурс «Пони»- первоклассник |
|||
№ |
ФИО учащегося |
Место |
Класс |
1 |
Гараева Аделина |
Участие |
1
|
2 |
|
II. Методическая работа.
Проведены заседания МО в разных формах по темам:
На заседаниях учителями выявлялись проблемы и их причины, вырабатывались пути их решения.
Особое внимание было уделено теме «Внедрение в практику современных педагогических технологий». В январе-феврале были проведены недели предметов по теме «Использование современных педагогических технологий в процессе обучения». Каждый день недели позволил выявить определённые наклонности учеников Методические цели, поставленные учителями при подготовке к проведению недели, были достигнуты.
Все уроки и запланированные мероприятия прошли на достаточно высоком уровне с использованием игровых и компьютерных технологий, что вызвало интерес учащихся к данным урокам.
Анализируя работу, можно сделать вывод, что у учителей предметников сложился индивидуальный стиль профессиональной деятельности, прослеживается предпочтение определённым современным педагогическим технологиям: обучению в сотрудничестве, разноуровневому и проблемному обучению, компьютерной и игровой технологиям.
Можно отметить высокую активность учащихся. Это связано с тем, что учителя грамотно, своевременно меняют формы работы (самостоятельные, индивидуальные, парные, групповые, дифференцированные). Применяют игровые и занимательные упражнения, загадки, ребусы, кроссворды, на уроках достаточно иллюстративного материала (использование презентаций). Все учителя продумывают каждый этап урока, дифференцируют домашние задания, интересно организуют начало урока и итог, каждый этап рефлексию.
Проведённые мероприятия свидетельствуют не только о хорошем уровне преподавательской учебной деятельности, но и о проводимой в системе внеурочной и внеклассной воспитательной работе с обучающимися.
На МО учителей-предметников были проанализированы уроки и мероприятия.
Подведенные итоги недель показали, что у педагогов хороший творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют творить.
Были предложены рекомендации:
1. Учитывая возрастные особенности школьного возраста, чаще
использовать игровые технологии, что позволит разнообразить урок, повысить познавательную активность учащихся.
2. Всем учителям классов:
Можно сделать вывод, что недели вызвали положительный отклик среди учителей
Одним из приоритетных направлений в работе учителей школы остается направление по сохранению и укреплению здоровья учеников. На заседании МО были определен комплекс мероприятий, способствующих укреплению здоровья в школе:
- учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физминуток,
- нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка,
- использовать рационально подобранные, а при необходимости - специально сконструированные и индивидуально дозированные игры оздоровительной направленности,
- витаминизация блюд школьной столовой,
- оптимизация расписания занятий,
- проведение упражнений во время учебного процесса, направленных на коррекцию зрения и осанки,
- организация индивидуального и группового консультирования родителей по вопросам профилактики заболеваемости детей.
Для выявления уровня обученности в 4 классе проводилось тестирование по познанию мира и математике. Учащиеся нач. кл. принимают самое активное участие в интеллектуальных играх, марафонах, конкурсах.
Участники конкурса «Акбота», «Пони», «Русский медвежонок»
Рекомендации:
Рекомендации: Учителям тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.
МО классных руководителей.
Руководитель МО: Сумская М.Н.- учитель английского языка
В 2020-2021 учебном году Методическое объединение классных руководителей работало над темой «Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты».
Целью деятельности МО совершенствование форм и методов воспитания через повышение педагогического мастерства классных руководителей.
Основными задачами являлись:
- формирование единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации личности;
- изучение современных воспитательных технологий, знакомство с новыми методами и формами организации воспитательной работы;
- углубление знаний классных руководителей, изучение и обобщение интересного опыта классных руководителей.
В состав МО классных руководителей на начало учебного года входило 8 преподавателей, из них 3- начальная школа (1-3 класс, 2, 4 классы), 5- среднее звено (5-9 классы).
На конец года классные руководители распределялись по звеньям следующим образом -8 преподавателей, из них 3- начальная школа (1-3 класс, 3, 4 классы), 5- среднее звено (5-9 классы).
Анализируя качественный состав классных руководителей, нужно отметить, что почти все педагоги имеют высшее образование, так один педагог имеют высшую категорию, 8– первую и 5 педагога со второй категорией, 3 без категории. Все классные руководители - это педагоги с многолетним педагогическим стажем – стаж свыше 20 лет имеют 2 педагогов и 4-педагога имеют стаж более 7 лет. В течение учебного года МО классных руководителей было проведено четыре заседания. Заседания проходили в различных формах: круглый стол, семинар, регламентированная дискуссия.
Темы заседаний:
1.«Итоги работы классных руководителей в прошлом учебном году и планирование работы МО на новый учебный год». На заседании слушали сообщения председателя МО классных руководителей Сумскую М.Н. «Утверждение планов воспитательной работы, обмен опытом». Шкода И.В., учитель начальных классов, выступила с сообщением «Обмен опытом классного руководителя о проведении классных руководителей».
2. «Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога».
На втором заседании выступила классный руководитель 8 с докладом «Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога». Затем выступила психолог школы Молдахметова А.О., она провела анкетирование среди учителей с сообщениями. Гущина Е.Г. поделилась своим опытом с коллегами в проведении классных часов..
3.«Формы работы с классом». На заседании слушали классных руководителей 1 и 7 классов. « Формы классных часов и мероприятии», «Личностно- ориентированный классный час: особенности содержания и организации ». Классные руководители проанализировали свою работу за 1 полугодие.
4.«Формы работы с родителями». На четвертом заседании выступила классный руководитель 6 класса Ольжагулова Г.А. « Взаимодействие семьи и школы по формированию духовно-нравственной культуры ребенка» С итогами реализации программ воспитательной работы классных руководителей в 2020-2021 учебном году выступили классные руководители. Анализ работы МО классных руководителей за 2020-2021 учебный год сделала руководитель МО Сумская М.Н.
Активное участие педагогов в работе МО позволила сделать данную работу более результативной, в ходе заседаний учителя не только знакомились с методическими и нормативными инновациями, но и обменивались накопленным опытом, обсуждали и решали существующие проблемы. Каждый классный руководитель в течение учебного года работал над методической темой, реализовывал воспитательный план класса и школы, решал поставленные в начале учебного года задачи.
Своим опытом и методическими инновациями в рамках заседаний МО делились все учителя: Шкода И.В. познакомила своих коллег с политикой РК в сфере охраны семьи и детства, Сумская М.Н. рассказала об организация деятельности классных руководителей в 2020-2021 учебном году, познакомила с программой воспитательной работы с класс.
Помимо заседаний нами было запланировано проведение внеклассных общешкольных воспитательных мероприятий, посвященных государственным праздникам в 2020-2021 учебном году, и юбилейным событиям.
На протяжении всего учебного года классные руководители осуществляли воспитательную работу в соответствии с выбранной воспитательной темой и направлениями воспитательной работы школы, на основе которых и были разработаны воспитательные программы классных коллективов.
Изучение работы классных руководителей с классным коллективом показал, что работа классных коллективов направлена на реализацию общешкольных и социально – значимых задач. Большинством педагогов школы школьникам предъявлялись единые требования по соблюдению устава школы, поддержанию дисциплины, как в стенах школы, так и за его пределами.
Основной частью воспитательной работы является участие классов в общешкольных мероприятиях. Участие учащихся класса в общешкольных мероприятиях позволяет достаточно чётко определить место классного коллектива в общей системе учебно–воспитательного процесса школы, что способствует. Данное направление воспитательной деятельности способствует интеграции различных классных коллективов в единый коллектив школы, повышает коммуникативные способности учащихся, развивая взаимодействие ребят разных возрастов, а также служит стимулом развития таких личностных качеств учащихся как коллективизм, взаимовыручка и т.д.
Насыщенный и разносторонний план воспитательной работы позволяет классному руководителю заполнить досуг учащихся интересными и познавательными, весёлыми и развлекательными мероприятиями, тем самым сведя к минимуму влияние улицы. Работа каждого классного руководителя направлена не только на развития каждой отдельной личности, но и на формирование, сплочение и развитие классного коллектива.
Хочется отметить серьёзный подход каждого классного руководителя к планированию и осуществлению данной работы.
Хочется отметить приоритетные направления деятельности классных руководителей в 2020-2021 учебном году.
-Шкода И.В., Гущина Е.Г. и Сумская М.Н., учителя 1-4 классов, работали над темой «Формирование здорового образа жизни у детей младшего возраста». Учителя стараются правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, - к ценностям здорового образа жизни. Они работают над основными компонентами здорового образа жизни детей: рациональным режимом, правильным питанием, рациональной двигательной активностью, закаливанием организма, сохранением стабильного психоэмоционального состояния.
- Гущина Е.Г., классный руководитель 4 класса, в этом учебном году продолжила работать над темой «Патриотическое воспитание одно из важных звеньев воспитательного процесса», над формированием у учащихся чувства казахстанского патриотизма, через любовь к семье, родному селу. Елена Григорьевна уделяла большое внимание развитию интеллектуальных и творческих способностей своих воспитанников, все ее учащиеся являлись активными участниками дистанционных олимпиад, работали над научными проектами, принимали участие в общешкольных мероприятий. В классе была очень хорошо организована работа с родителями.
- Деятельность Гущиной Т.В. классного руководителя 7 класса в этом году были направлены на формирование толерантности у учащихся, что особенно актуально в рамках многонациональном ученическом коллективе, воспитание толерантности является основой работы по формированию классного коллектива.
Учителя работали над методической темой «Формирование казахстанской гражданственности и патриотизма через ознакомление с народными традициями и обычаями казахского народа». Открытый классный час «Мой дом, моя семья» прошел на хорошем уровне, в нем активно участвовали родители.
- Емельяненко Ю.В. и Костылев А.Н. классные руководители 8-9 классов, работали над методической темой «Социальное самоопределение и ориентация обучающихся в системе формирования их нравственных ценностей». Учителя считают, что главным в воспитании и обучении является развитие гармоничной личности. Они старается создать эффективную воспитательную систему, опирающуюся на индивидуальность, уникальность, целостность и ценность личности каждого ребенка, ориентированного на гуманистические идеалы и ценности. Главными задачами воспитательного процесса в ученическом коллективе являются воспитание активной жизненной позиции, развитие познавательного интереса. В классах прошёл цикл бесед на тему «Кем быть и каким быть?» На этих классных часах активное участие принимали родители.
- Ольжагулова Г.А., классный руководитель 7 класса, работала над темой "Профориентация как средства личностного развития и социализации учащихся". Интерактивные методы и формы организации воспитательной работы, проведение ролевых игр, дискуссий, групповых и индивидуальных бесед, позволило к концу учебного года сблизить ребят, добиться того, что они стали взаимодействовать, помогать друг другу.
Разнообразие форм и методов воспитательной работы, используемых классными руководителями, показывают профессионализм и творческую активность педагогов. Анализ деятельности классных руководителей за год показывает, что их профессиональное мастерство имеет достаточно высокий уровень. Открытые классные часы и мероприятия показывают, что классные руководители ведут тщательную подготовку к мероприятиям, материал представляется с использованием новых технических средств, возможностей Интернета. В работе применяются различные формы общения, организации деятельности, создаётся комфортная, творческая обстановка, способствующая развитию личности ребёнка.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социальной среде. Интеграции усилий педагогического коллектива школы служит согласованная работа школьных МО.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа каждого классного руководителя с родителями была направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизических особенностей, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии самостоятельного гражданина.
Каждый классный руководитель старается совершенствовать свое мастерство, активно участвуя в работе МО классных руководителей, пополняя «методическую копилку классного руководителя». Самообразование и коллективная методическая работа позволили педагогам школы расширить свой арсенал воспитательных педагогических технологий, методов и форм организации воспитательной работы. МО оказывает практическую помощь классным руководителям по различным направлениям работы, помогает в развитии индивидуальных качеств личности классного руководителя. Особое внимание уделяется вопросам планирования, разработки программ воспитательной работы.
На протяжении учебного года классные руководители наблюдали, анализировали и давали оценку учащихся своего класса по уровням воспитанности, выделяли для каждого школьника его первоочередные задачи по самовоспитанию, воспитанию нравственности и культуры поведения, проводили индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Особое внимание было уделено гражданско-патриотическому воспитанию школьников, формированию чувства патриотизма, активного гражданина проводилась не только на тематических классных часах, но и в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что в сравнении с прошлым годом это направление воспитательной работы было реализовано достаточно широко, необходимо продолжить работу по формированию у учащихся лицея казахстанского патриотизма и активной гражданской позиции.
Хочется отметить активную и продуктивную работу по воспитанию семейных духовно-нравственных основ, проведенную в этом учебном году. Наиболее ценно, что в данной работе активными участниками были и сами ученики и их родители.
В следующем учебном году предстоит выполнить следующие задачи, стоящие перед методическим объединением классных руководителей:
• Организация системы по использованию в воспитательном процессе современных образовательных технологий и методик для удовлетворения потребностей учащихся в культурном и нравственном воспитании.
• Использование в воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей.
• Активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность;
• Организация информационно-методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
• Создание информационно-педагогического банка собственных достижений, популяризация собственного опыта;
• Развитие информационной культуры педагогов и использование информационных технологий в воспитательной работе.
Изучение и анализ состояния воспитательной работы в классах, выявление и предупреждение недостатков, затруднений в работе классных руководителей.
5.Работа с одарёнными детьми
Постоянный рост мастерства учителей положительно отражается на результатах их деятельности. Основной упор учителей – предметников был сделан на развитие у учащихся ключевых образовательных компетентностей, как информационная, коммуникативная, социально-трудовая успешно формируются в результате проектной и исследовательской деятельности учащихся. С целью повышения интереса учащихся к школьным предметам, учителя работают с детьми над созданием научных проектов. В этом году в школе продолжило свою работу научное общество учащихся «Эврика». С каждым годом растет количество школьников, которые начиная с 1 класса, участвуют во всех интеллектуальных марафонах, конкурсах, соревнованиях областного, республиканского и международного уровней. Одной из основных целей проведения конкурсов является стимулирование учебно-познавательной деятельности, выявление и поддержка одаренных детей, популяризация среди школьников интеллектуальных соревнований.
Таблица 14. Участие в дистанционных олимпиадах.
Конкурс |
2019-2020 |
2020-2021 |
||
|
участники |
призеры |
участники |
призеры |
«Ақбота» |
4 |
4 |
0 |
0 |
«Русский медвежонок языкознание для всех» |
2 |
2 |
0 |
0 |
«Пони» |
12 |
9 |
10 |
0 |
Кроме этого учащиеся школы ежегодно участвуют в работе кустовой и районной предметной олимпиады и занимают призовые места. Показатель количества призеров стабилен
Анализ по итогам внутришкольной олимпиады
В ноябре 2020г проведена внутришкольная олимпиада среди учащихся 2-9кл. Школьная олимпиада среди учащихся 2-4 классов проводилась по предметам: русский язык, математика, казахский язык, английский язык. Среди учащихся 5-9 классов- по казахский языку, алгебре, биологии, географии, английскому языку, естествознанию, истории
Результаты внутришкольной олимпиады
Внутришкольная олимпиада |
||||
ФИО учащегося |
Предмет |
Место |
Класс |
|
Чемельдин Матвей Долгова Юлия Каракоз Людмила Светличный Глеб Нуянзина Анастасия |
История Русский язык Английский язык Математика Казахский язык |
1 м. 1 м. 1 м. 1 м. 1 м. |
5 5 6 5 5
|
|
Итоги олимпиады.
Все классы приняли участие в олимпиаде, особенно активные 2,5, 6 классы, малоактивным был 9 класс. Олимпиада проходила по всем основным предметам. Больше всего участников по математике, русскому языку.
Результаты олимпиады рассматривались и обсуждались на методсовете. Победители олимпиады награждены грамотами.
Выводы:
1.Итоги предметных олимпиад свидетельствуют о сложившейся в последние годы системе подготовки учащихся, целенаправленной работе педагогов по выявлению и подготовке одарённых детей.
2.Следует отметить то, что в олимпиадах участвуют одни и те же учащиеся, учителям – предметникам следует привлекать и других учащихся, проявляющих интерес к тому или иному предмету, вести подготовительную работу, более углубленную, быть заинтересованными в выявлении одаренных детей.
3.Объявить благодарность учащимся, занявшим призовые места в школьном туре предметных олимпиад.
Заинтересованность данных учителей – предметников, желание углубить знания, умения и навыки одаренных учащихся, педагогическая диагностика, интерес к своему труду и конечному результату трудовой деятельности характеризует деятельность педагогов. Эти учителя подготовили призеров олимпиад, своевременно предоставили материалы и в короткие сроки подвели итоги.
Рекомендации:
1. Одобрить практику участия младших школьников в предметных олимпиадах .
2. По результатам школьной олимпиады рекомендовать на кустовой этап предметной олимпиады победителей.
По всем направлениям деятельности наша школа проявила не меньшую активность, чем в прошлом учебном году. Большинство проводившихся открытых уроков и мероприятий отличались насыщенностью, хорошим качеством подготовки учителей и учащихся, яркой наглядностью, актуальностью.
6. Наставническая работа
Школьное наставничество – разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами.
Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания предметной специализации и методики преподавания.
Цели и задачи наставничества.
Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональной адаптации и профессиональном становлении.
Основными задачами школьного наставничества являются:
• привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательном учреждении;
• ускорение процесса профессиональной адаптации учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
• адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.
В КГУ «ОСШ с.Красный Кордон» работают педагоги, стаж которых 3 года: Шкода М.О. и Карабай А.Р.
В школе для молодых специалистов организована наставническая работа. Для качественной и содержательной работы с молодыми специалистами учителя первой , высшей категории Кузьменко Н.М. и Кабдина А.Е. проводят систематические консультации по возникающим проблемам:
- работа по выявлению и развитию профессиональной компетентности молодого педагога,
- организация индивидуальной помощи по вопросам планирования и организации методической работы,
- работа с нормативно-методическими документами, регламентирующими образовательный процесс,
- подбор и создание УМК,
- выполнение учебного плана и учебных программ,
- внеклассная (кружковая работа)
- внешкольная работа с учащимися.
В течение первой четверти была оказана методическая помощь Шкода М.О. и Карабай А.Р. в составлении календарно-тематического планирования, проводились консультации по темам, вызывающим затруднения в том, как лучше этот материал преподнести учащимся. Оказана помощь по вопросам охраны труда и техники безопасности при проведении занятий , разработке и оформлении материалов уроков, оформление работ для участия в конкурсах.
В школе хорошо организована методическая работа. Часто проводятся обучающие семинары, круглые столы, педагогические чтения, где педагоги рассматривают новые достижения в образовании, а молодые специалисты имеют возможность повысить свою методическую грамотность.
Анализ внутришкольного контроля
Цели:
-оказание методической помощи с целью совершенствования и развития профессионального мастерства;
-взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствования педагогического процесса;
-система взаимоотношений, целей и принципов, мер, средств и форм и их взаимосвязи.
Методы, которые были использованы в процессе контроля:
-наблюдения;
-проверки;
-собеседования, индивидуальные беседы, посещение уроков, внеклассных мероприятий;
-анкетирование.
Формы контроля были разнообразными: мониторинг, предметно-обобщающий, классно-обобщающий, административный.
Основными элементами контроля явились:
выполнение всеобуча;
состояние преподавания учебных предметов;
качество ЗУН учащихся;
ведение школьной документации;
выполнение учебных программ;
подготовка и проведение промежуточной и итоговой аттестации;
выполнение решений педагогических советов и совещаний.
Осуществлялся внутришкольный контроль за выполнением Учебного плана по двум направлениям: контроль за выполнением учебных программ по предметам, контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся.
Контроль за выполнением программ по предметам проводился по итогам каждой четверти. Анализ выполнения образовательных программ показал, что образовательные программы по всем предметам учебного плана во всех классах выполнены полностью. По причине актированных дней, болезни, курсовой подготовки учителей, невозможности полного замещения имелось отставание по программам по некоторым предметам в 3 четверти. Учителями-предметниками внесены коррективы в тематическое планирование, отставание ликвидировано за счет уплотнения программного материала, часов, отведенных на итоговое повторение. Материал по повторению включен в содержание основного материала урока, вынесен на консультации. Обязательный минимум содержания образования сохранен.
Формы контроля, используемые в школе в 2020-2021 учебном году:
Классно-обобщающий контроль в 1–4, 5, 6, 8, 9 классах (фронтальный вид контроля, то есть контроль за деятельностью учителей, классных руководителей, работающих в одном классе), уровень ЗУН (срезы, контрольные работы);
Административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам — стартовый контроль, рубежный контроль (по четвертям, полугодиям), итоговый контроль (годовой на конец учебного года в переводных классах), предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах), итоговый контроль (итоговая аттестация в выпускных классах);
Тематически-обобщающий контроль — развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и вне школы;
Итоги различных видов контроля рассматривались на заседаниях педагогических советах, совещаниях при директоре, на заседаниях МО учителей-предметников.
По посещенным урокам в ходе классно-обобщающего контроля хотелось бы также отметить, что учителя в системе проводят работу по формированию общеучебных умений и навыков: выделения главного, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать. Большая часть уроков проходит в оптимальном режиме, части урока логически связаны друг с другом.
Учителя, активно демонстрировали свои наработки урока. Также в большинстве случаев прослеживается отработанность учебных действий между учителями и обучающими. Имеет место и то, что далеко не все обучающиеся заинтересованы происходящим на уроке. Учителя испытывают затруднения в организации деятельности обучающихся с низкой мотивацией.
В результате анализа внутришкольного контроля были выявлены следующие проблемы:
недостаточное владение и применение педагогами отдельных компонентов современных педагогических технологий;
не в полной мере созданы условия для самовыражения учащихся и развития их познавательной активности на уроках;
недостаточное внимание уделяется на уроках в среднем и старшем звене методам и приёмам здоровьесбережения.
Для решения этих проблем необходимо решить следующие задачи:
продолжить работу по формированию основных ключевых компетенций обучающихся;
совершенствовать работу с одаренными и мотивированными на учебу обучающимися;
продолжить работу по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий;
создать условия для самовыражения личности учащихся и развития их познавательной активности;
создать активную образовательную среду, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни и формированию у него культуры здоровья;
организовать целенаправленную индивидуальную работу с выпускниками и их родителями по подготовке к государственной (итоговой) аттестации.
По решению выше названых проблем работа ведётся в основном через коучинги, совещания, собрания, внутришкольные курсы, КТД и индивидуальные консультации.