Пояснительная записка
"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребёнок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем постигает формы материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование даёт возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование помогает ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, всё более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому, что большее значение приобретает слово.
Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения».
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Главное, чтобы рисование приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.
Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Развивать художественно – творческие способности детей.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
-Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита.
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Перспективный план
Рисование: «Веселая акварель»
Кол-во часов: 35
№ |
Сроки |
Тема занятий |
Нетрадиционные техники |
Цели: |
1 |
|
Рисование «Дары осени» |
Акварельные краски+восковые мелки |
Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о дарах осени: овощах, ягодах и т. д. |
2 |
|
Рисование «Осеннее дерево» |
Кляксография |
Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение и мышление. |
3 |
|
Рисование «Весёлые ладошки» |
Рисунки ладошками |
Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, Воспитывать аккуратность, Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. |
4 |
|
Рисование по замыслу |
Различные |
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. |
5 |
|
«Осень на опушке краски разводила» |
Печать листьев
|
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. |
6 |
|
«Осенние мотивы» |
Раздувание краски
|
- познакомить детей с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности; - совершенствовать умение передавать в рисунке образы обьектов;
|
7 |
|
«Пейзаж у озера»
|
Монотипия
|
- Закрепить знания детей о пейзаже как жанре изобразительного искусства. - Познакомить с нетрадиционной техникой пейзажа – монотипия, показать её изобразительные особенности, закрепить понятия о симметрии.
|
8 |
|
«Ветка рябины» |
Рисование пальчиками
|
|
9 |
|
Рисование «Страна Кляксография» |
Кляксография с трубочкой, рисование пальчиками |
Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. |
10 |
|
Рисование «Ковёр-самолёт» |
Рисования по мокрому листу, используя упаковочные пакеты |
Познакомить с новым приёмом нетрадиционного рисования по мокрому листу, используя упаковочные пакеты; закрепление знаний детей о тёплых и холодных цветах. |
11 |
|
Ежики |
Рисование методом тычка
|
помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).
|
12 |
|
Рыбки |
Рисование методом тычка
|
продолжать знакомить с художественными техниками, развивать чувство композиции и цвета, закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки, развивать воображение и творчество детей.
|
13 |
|
Солнышко |
Ладонная живопись |
Продолжать знакомить с рисованием ладошкой. Закрепить умения детей работать в коллективе. Закреплять понятие о “тёплых” цветах. Будить воображение, развивать фантазию. |
14 |
|
Паровозик |
ватные палочки. |
Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, четырехугольник, квадрат, о цвете (основные и оттенки) . Упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур. Продолжать учить детей рисовать нетрадиционным способом: при помощи ватных палочек.
|
15 |
|
Рисование по замыслу
|
Различные |
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. |
16 |
|
Бабочки |
монотипия |
Познакомить детей с новым способом передачи изображения «монотипия», учить рисовать на мокром листе бумаги. Совершенствовать грамматический строй речи (приставочные глаголы, предлоги: от, к, над, между) Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей. |
17 |
|
Веселая зебра |
тампонирование |
способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;формировать предметные представления у детей по теме «Животные»развивать зрительное восприятие,развивать мелкую моторику,
|
18 |
|
Сегодня мы волшебники |
кляксография |
развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне.
|
19 |
|
Рисование «Деревья в снегу» |
Рисование пальчиками |
Формировать умение ритмично наносить мазки пальчиками, изображать предметы округлой формы. Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью. |
20 |
|
Рисование «Веселые мыльные пузыри» |
рисование мыльными пузырями |
Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями; закрепить умения дорисовывать детали объектов, полученных в виде спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами; развивать воображение, фантазию, творческие способности |
21 |
|
Елка |
пластилинография |
.Расширять знаний детей об истории новогоднего праздника. |
22 |
|
Рисование «Елочные игрушки»
|
Кляксография с трубочкой, рисование пальчиками |
Закрепить умение изображать елочные игрушки. |
23 |
|
Рисование «Зимняя ночь» |
Набрызг, кляксография |
Познакомить детей с новой техникой рисования «Набрызг», продолжать изучать технику рисования «Кляксография». |
24 |
|
Рисование «Зимний пейзаж» |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. |
25 |
|
«Красивый букет», «Золотые рыбки»
|
Рисование мыльными пузырями |
Продолжать учить детей работать гуашью, воспитывать интерес к творчеству, |
26 |
|
Птицы на кормушке |
пластилинография. |
продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования — рисование пластилином(пластилинография). |
27 |
|
Витражи для окошек в избушке Зимушки-зимы |
Техника выполнения витражей – клеевые картинки
|
Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии.
|
28 |
|
«Пёс Дружок» |
рисование песком;ладошкой
|
Учить изображать собаку, используя ладонь своей руки, гуашь коричневую, создавать композицию на листе. Закреплять умение смешивать коричневую краску. Развивать аккуратность в работе, моторику рук, умения в работе с палитрой, мышление. Воспитывать уважение к животным, умение отгадывать загадки и изображать отгадки. |
29 |
|
Друзья белочки |
«оттиск сжатой бумаги». |
Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск сжатой бумаги». - Развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев. - Учить, правильно называть цвет.
|
30 |
|
Рисование «Волшебная страна – подводное царство» |
Рисование «по мокрому листу» |
Продолжать учить детей смешивать краски. |
31 |
|
Рисование «Я слепил снеговика» |
Обрывание и скатывание бумаги |
Познакомить с новым способом изображения снеговика при помощи обрывания и скатывания бумаги. Обогащать речь эстетическими терминами. |
32 |
|
Верблюд в пустыне |
рисованию в технике ниткопись.
|
учить детей отражать в рисунке представления о пустыне и её обитателях;уточнить представление о внешнем виде верблюда;вызвать интерес к рисованию пустыни в технике ниткопись. |
33 |
|
Рисунок для мамы: «Подарим маме вазу»
|
Печать поролоном с трафаретом |
Расширить и закрепить знания детей о данной изобразительной технике. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. |
34-35 |
|
Чебурашка |
тампонирование |
|
Ожидаемые результаты:
-Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности .
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами. - Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов
К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;
используют разнообразные изобразительные материалы и
нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг,
монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.
Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.