Мини-центр «Жулдыз» при КГУ «ОСШ села Красный Кордон отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области»
Проект: «Школа молодого родителя»
Руководитель: методист мини-центра
Богенбаева Анаргуль Мурзагалиевна
Пояснительная записка
Детский сад и семья- два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
В соответствии с законом «Об образовании РК» одной из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Нa современном этaпе особое внимaние уделяется взaимодействию, сотрудничеству с ceмьями воспитaнников, вовлечению их в воспитaтельно- обрaзовaтельный процесс дошкольной оргaнизaции.
Нa протяжении многих лет не уделялось особого внимaния взaимоотношениям дошкольных оргaнизaций с ceмьей, вовлечению родителей в воспитaтельно-обрaзовaтельный процесс, вce вопросы по воспитaнию, обучению и рaзвитию детей решaлись сaмими дошкольными оргaнизaциями. Дaнный принцип был изменен реформой в сфере дошкольного обрaзовaния. В чaстности, это укaзывaется в Зaконе РК «Об обрaзовaнии», Модели рaзвития дошкольного воспитaния и обучения в РК .
Рaсширились формы сотрудничествa с родителями по воспитaнию и обучению детей дошкольного возрaстa, изменилось отношение к ceмье со стороны госудaрствa и обществa, изменилось содержaние и формa взaимодействия.
В Модели рaзвития дошкольного воспитaния и обучения вводится понятие
«целостное рaзвитие ребенкa» и дaется объяснение дaнному термину – «… физическое, психологическое, социaльное, эмоционaльное здоровье и безопaсность ребенкa, обеспечивaемые через создaние условий для двигaтельной aктивности, полезного и полноценного питaния, доброжелaтельных отношений и оргaнизaцию рaзвивaющей среды» Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей, их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска». Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу проекта.
Вид проекта: творческий, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта – ежегодно.
Участники «Школы молодых родителей»: молодые родители детей, посещающих ДОО, педагоги.
Основные направления деятельности «Школы молодых родителей»:
Цель: повышение педагогической культуры молодых родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, оказание консультативно-методической помощи молодым родителям.
Задачи: 1. Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания детей и здорового образа жизни.
2. Повышать уровень педагогических знаний родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
3. Оказывать педагогическую и коррекционную помощь родителям в процессе воспитания и развития детей.
Целевая аудитория
Принципы взаимодействия педагогов с родителями:
-родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;
-единство в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;
-взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;
-доброжелательный стиль общения;
-индивидуальный подход к ребенку и семье на основе учета их индивидуальных способностей и интересов.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- тестирование;
- тематическая консультация;
- дискуссия;
- семинар – практикум;
- круглый стол;
- мастер – класс;
- памятки, рекомендации;
- почтовый ящик.
Этапы работы:
I этап. Подготовительный.
Цель: Организация и подготовка к взаимодействию всех участников проекта.
Педагогическая деятельность:
Взаимодействие с родителями:
- проведение анкетирования
-проведение опроса для выявления социального статуса родителей, их образовательного уровня, «проблемных» родителей, а также уровня их психолого- педагогической компетентности.
II этап Практический.
Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами.
Педагогическая деятельность:
-проведение ряда запланированных мероприятий;
-организация встреч с участниками данного проекта;
-обеспечение сотрудничества с педагогами ДОО.
III этап Заключительный.
Цель: Выявление эффективности реализации данного проекта.
Критерии эффективности:
-рост посещаемости родителями мероприятий «Школы молодых родителей»;
-согласованность действий родителей и педагогов;
-соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
-положительное общественное мнение родителей о работе педагогов ДО.
Содержание данного проекта может быть дополнено в ходе реализации проекта, в зависимости от запросов и потребностей родителей.
План проекта «Школа молодых родителей»
Темы |
Форма проведения |
Месяц |
Ответственный |
«Изучение потребностей» Индивидуальные беседы с родителями об условиях жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, особенности его характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи и т.п. Консультация на тему: «Ваш ребенок поступает в детский сад» |
Анкета
Индивидуальные беседы
Консультация |
сентябрь |
Педагоги |
Родительское собрание «Адаптация детей в условиях детского сада». Консультация на тему: «Кризис трех лет».
Памятка для родителей на тему: «Возрастные особенности развития трех лет»
|
Родительское собрание
Консультация
Памятка |
октябрь |
Педагоги |
«О капризах и упрямствах»
«Нравственное воспитание дошкольников в семье» «Формирование нравственных качеств у детей средствами сказки» «Основы нравственных отношений в семье» |
Семинар-практикум Анкета
Консультация
Памятка |
ноябрь |
Педагоги |
«Выявление помощи в воспитании привычек нравственного поведения дошкольников» «Посеешь привычку…» |
Анкета
Консультация |
декабрь |
Педагоги |
«Играйте вместе с детьми» Перечень игр: « Словесные игры с малышами» «Искусство наказывать и прощать» |
Консультация Папка-передвижка
Мастер - класс
|
январь |
Педагоги |
Родительское собрание «Какой вы родитель?»
Консультация на тему: «легко ли научить ребенка как вести себя на дороге?»
«Знай правила дорожного движения - как таблицу умножения» «Десять заповедей для родителей» |
Тест
Консультация
Памятка |
февраль |
Педагоги |
«Мой стиль воспитания ребенка в семье» «Воспитание нравственных качеств, привычек нравственного поведения у дошкольников посредством театрализованных сказок и воспитательных диалогов» Консультация на тему: «Волшебный мир рисования»
|
Тест
Семинар - практикум
консультация |
март |
Педагоги |
«Я и мой ребенок» «Экспериментирование с разными материалами как средство познавательного развития детей» Индивидуальные беседы с родителями о воспитании и развитии детей. |
Тест Мастер –класс
Беседа |
апрель |
Педагоги |
Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» Консультация на тему: «Играйте вместе с детьми»
|
Круглый-стол
Деловая игра
Консультация |
май |
Педагоги |
Ожидаемый результат:
1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами.
2. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой и иной деятельности, появление общих интересов, увлечений.
3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания проекта определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования и др.
Кроме того, об эффективности реализации проекта можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемыми формами работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации проекта, мониторинга воспитательно-образовательного процесса.
В заключение, проект "Школа молодых родителей" в дошкольной организации представляет собой эффективный инструмент для поддержки семей на этапе воспитания детей дошкольного возраста. Он способствует не только улучшению знаний родителей о развитии и воспитании ребенка, но и укрепляет взаимодействие между ДОО и семьей. Организация таких мероприятий помогает создать атмосферу доверия и поддержки, в которой родители могут обмениваться опытом, получать необходимую информацию от специалистов и решать возникающие трудности в воспитании.
Ожидается, что реализация проекта положительно скажется на адаптации детей в детском саду, их эмоциональном и физическом развитии, а также на психологическом комфорте родителей. В долгосрочной перспективе такие инициативы способствуют формированию более благоприятной семейной среды, что в конечном итоге влияет на благополучие ребенка.
Школа молодых родителей — это важная площадка для обучения, общения и взаимной поддержки, которая играет ключевую роль в гармоничном развитии детей и укреплении связи между дошкольной организацией и семьей.
Используемая литература: