Описание профессиональной проблемы: «Разработка стратегий для развития навыка самообслуживания у детей»
Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. И формирование навыков самообслуживания имеет очень большое значение для психического развития ребенка в целом.
Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Разумеется, дети по-разному усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.
"Помогать или нет ребёнку?" Конечно, стремясь сделать все за ребенка, мы лишаем его самостоятельности, чем причиняем ребенку большой вред. У детей угасает потребность к самостоятельности, у них не возникнет желание самоутвердиться. Подавляя инициативу ребенка может привести к осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Поэтому нужно быть терпеливыми и понимающими.
Взрослые считают, что дети еще "успеют наработаться", полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему их ребенок не убирает за собой игрушки. Не нужно делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Педагоги образовательных учреждений формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители не продолжают эту работу. И ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.
Содержание труда в этом возрасте расширяется и формируется умение доводить начатое дело до конца. Важно предоставлять детям больше самостоятельности в самообслуживании.
В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
Актуальность.
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в детстве очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что у большинства детей, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. С первых дней поступления ребенка в группу я начала работать с родителями. Выяснилось, что 60% родителей не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами.
Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Объясняют они это тем, что утром спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Для того чтобы родители поняли важность воспитания самостоятельности я организовала ряд консультаций, индивидуальные беседы, во время которых объяснила родителям, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые навыки.
Таким образом трудовое воспитание является очень важным и нужным для детей дошкольного возраста. Главное в трудовом воспитании детей – дошкольников является формирование личности ребенка, любовь к труду и его результатам. Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически, сильными и здоровыми.
Проблема: У детей старшего дошкольного возраста недостаточно развит интерес к труду близких взрослых, что не маловажно, так как на данном этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к трудолюбию и самообслуживанию. Учить включаться в коллективный труд со сверстниками группы. Активно развивать навыки самообслуживания.
Цель проекта: Формирование устойчивого положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Дать понятие детям старшего дошкольного возраста о труде взрослых через наблюдение, трудовую деятельность, беседы, игры, сказки, мультфильмы.
Задачи проекта:1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности. 2. Расширять знания детей о профессиях родителей и работающих в ДО взрослых. 3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий. 4. Вызвать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений, как коллективно, так и предоставлять возможность каждому ребенку индивидуально. 5. Расширять и закреплять знания детей о помощи взрослым в группе и родителям в семье.
Ожидаемые результаты по проекту:1. Уважение к труду и желание помогать старшим. 2. Развитые трудовые способности. 3. Трудолюбие и ответственное отношение к труду. 4. Сформированные навыки организации совместного труда. 5. Развитые навыки самообслуживания.
1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
План реализации проекта.
Ноябрь 1. Беседа с детьми о труде воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать почему в нашей группе так чисто? 2. Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки». 3. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
Декабрь 1. Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
2.Просмотр отрывков из мультфильма про помощь взрослым («Три Кота», «Простоквашино», «Маша и Медведь»). 3. Совместная деятельность – экскурсия в прачечную; кухню; медицинский кабинет; - «Труд взрослых».
Январь 1. Дежурство детей в столовой зоне группы – сервировка стола (помощь няне). 2. Полив и уход за комнатными растениями в уголке природы. 3. Совместная деятельность – мытье детских игрушек.
Февраль 1. Стирка кукольного белья. 2. Просмотр презентации: «В мире профессий». 3. Проведение сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Автобус».
Март 1. Формирование эстетического чувства через аккуратное, красивое складывание вещей и расстановку детской литературына книжной полке. 2. Совместная деятельность детей и родителей дома. 3. Творческая деятельность – Аппликация: «Сердечко для мамы». 4. Консультация для родителей: «Трудовое воспитание в семье».
Апрель 1. Генеральная уборка группы «Моем, моем, чисто – чисто». 2. Посев семян цветов и уход за ними. 3.Творческая деятельность детей – Рисование: «Сердечко для мамы». 4. Рекомендации по воспитанию трудолюбия- для родителей: «Маленькой помощник».
3 ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Итоги проекта для всех его участников:
Дети: получили знания о профессиях родителей и работающих в ДО взрослых; закрепили на практике правила трудовой деятельности, помощи взрослым в семье и правила безопасности в быту; научились трудиться сообща в коллективе, распределяя обязанности со сверстниками группы.
Педагоги: продолжили освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширили возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Список литературы.