1 этап.
Актуальность. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Соблюдения правил личной гигиены- непременное условие здорового образа жизни малыша. Наиболее благоприятный период для формирования культурно-гигиенических навыков – это ранний возраст. В правилах личной гигиены важное место отводится по уходу за лицом, зубами полостью рта. Тщательного ухода требуют шея, уши, руки и ноги. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Задача педагога в игровой форме и с учетом возрастных особенностей развивать, формировать и закреплять культурно-гигиенические навыки детей с раннего детства. Ведь опрятность и аккуратность не врождённые качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего возраста.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Тип проекта: долгосрочный (сентябрь-май 2023-2024)
Проблема: Несформированные культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста.
Участники проекта: дети в возрасте от 1,5 до 2 лет, педагоги, родители.
Цель: Использование различных игровых видов деятельности к формированию культурно гигиенических навыков.
Задачи:
1. Обучать детей мыть руки и лицо по мере загрязнения и перед едой, вытирать их насухо полотенцем.
2. Развевать правило поведения за столом, аккуратно принимать пищу пользоваться столовыми приборами. Выражать слова благодарности после приема пищи.
3. Обучать пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).
4. Обучать детей навыкам самообслуживания.
5. Формировать навыки опрятности и аккуратности.
6. Развивать детей в игровой форме (умывание , одевания, приёма пищи).
Планируемый результат:
Дети: Овладевают умениями самостоятельно мыть лицо и руки. Благодарить взрослых, выходя из-за стола. Умеют правильно держать ложку, задвигать стульчик за собой. С помощью взрослого пользуются :носовым платком, салфеткой, приводят в порядок одежду, прическу. Бережно относятся к вещам. Приобретают навыки опрятности. Под контролем взрослого выполняют отдельные действия: снимать и надевать (кофту,платье, носки, расстегнутые туфли, шорты, колготки). Способны в игровой форме отображать культурно гигиенические навыки.
Педагоги: Создают условия для формирования культурно-гигиенических навыков. Используют различные потешки, песенки, прибаутки в процессе умывания, одевания, во время еды. Осуществляют индивидуальную деятельность с ребенком. Проводят беседы с родителями, совместно решая с ними задачи по формированию культурно-гигиенических навыков. Используют индивидуальные рекомендации и советы для родителей.
Родители: Проявляют интерес к формированию культурно-гигиенических навыков у их детей. Стремятся помочь использовать предложенные методы и приемы в домашних условиях. Предоставляют ребенку возможность самостоятельно или с помащью взрослого формировать правило гигиены.
Оборудование и материалы:
Обучающий материал: литература по данной теме, дидактические игры, картотеки потешек, стихов по формированию культурно-гигиенических навыков.
Демонстрационный материал:предметные картинки, используемые при умывании (мыло, мыльница, полотенце, расческа, тазик для мытья), одевании (комплекты одежды), во время еды (посуда), схемы-алгоритмы, видиоматериал и фото.
Игровые атрибуты: набор детской посуды (чашки, блюдца, тарелки, чайник, ложки, кастрюля и др.) Кукла с комплектом одежды ,а так же ванночка для куклы и расчёска.
2 этап. Предварительная работа с детьми. Рассматривание иллюстраций, книг с изображениями культурно-гигиенических навыков людей.
Показывать и рассматривать сюжетные картинки по теме.
Оформление говорящей стены: схемы-алгоритма последовательности одевания, а также мытья рук.
Использование разных потешек, песенок, стихов в разные режимные моменты.
Обыгрывание игровых ситуаций по формированию к.г.н. на темы: «Домик для моей одежды», «Надо, надо умываться!», «У меня в шкафу порядок», «Катя моет руки», «Помоем куклу Катю», «Оденем куклу Катю.Чтение художественной литературы (стихов, сказок) по воспитанию культурного поведения за столом.
Использование дидактических игр по данной теме.
Родителям даются рекомендации и советы по воспитанию культурно-гигиенических навыков.
Индивидуальная работа по закреплению культурно-гигиенических навыков у детей.
Проведение сюжетно-ролевых игр «Покормим Катю обедом», «Приходите в гости», «Научим Катю одеваться» и другие.
Игры на развитие мелкой моторики (шнурование, застёгивание, растягивание)
3 этап. Практическая деятельность.
Для достижения поставленных целей и задач мы подобрали разные игровые формы и способы работы с детьми. Чтобы заинтересовать ребенка, вовлечь в процесс формирования к.г.н нами создается игровая проблемная ситуация «Как научить куклу Катю мыть руки, правильно сидеть за столом, одеваться и раздеваться, причёсыватся».
В процессе умывания, кормления, одевания, укладывания ребенка спать мы использовали различные потешки, песенки, прибаутки. Чтобы вызвать желание малышей мыть руки, мы предварительно рассматривали с ними сюжетные картинки, где изображены люди в процессе разных режимных моментов; а также рассматривали предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умывания (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой), одевания (одежда), во время еды (посуда) и другие.
Для успешного развития культурно гигиенических навыков мы разработали перспективный план игровых занятий с куклой Катей. Наша задача была заинтересовать в игровой форме доступной для малышей, научить детей умываться, закреплять навыки самообслуживания. В играх с куклами у маленьких детей формируются не только культурно-гигиенические навыки, но и положительные качества– это заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
После дневного сна мы обучали детей самообслуживанию от микропроцесса (одеть сандалики, носки, надеть колготки) до целостного процесса. Старались побуждать детей обращаться за помощью к взрослому, так как в этом возрасте важно доверительное отношение малыша со взрослыми. Использовали дидактические игры на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. В совместной деятельности проводили игровые упражнения «Купание куклы Кати», «Оденем куклу на прогулку», «Накроем стол к обеду», «Наведем порядок» и многие другие.
Проводили индивидуальные работы по формированию культурно-гигиенических навыков, приучали малышей быть опрятными, следить за своим внешним видом. Поэтому использовали различные игровые ситуации: «Угостим куклу обедом», «кукла моется» и др. Наблюдая за действиями игрушек, дети быстрее овладевают самостоятельными действиями, при этом испытывают радость от показа, стараются подрожать.
При формировании к.г.н были привлечены родители с целью закрепления полученных знаний и умений в повседневной жизни. Были даны советы и рекомендации по формированию культуры еды, привитию малышам навыков самообслуживания и многое другое. Некоторые из родителей поделились личным опытом.
Таким образом, в результате проведенной работы к концу года дети раннего возраста постепенно овладеют культурно-гигиеническими навыками, как частью неотъемлемой культуры поведения. Они научатся умываться, вытирать лицо и руки самостоятельно. Правильно держать ложку, стараться кушать аккуратно. Благодарить взрослых, выходя из-за стола, пользоваться салфеткой. С помощью взрослого пользоватся носовым платком, обращают внимание на опрятность в одежды, бережно относиться к вещам. А также применять полученные умения в игровой деятельности.
Поэтому, можно утверждать, что сформировав культурно-гигиенические навыки в раннем возрасте можно обеспечить переход к более сложным видам деятельности, стимулировать их развитие.
Перспективное планирование игровых занятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Месяц |
Игры-занятия |
Задачи |
Сентябрь |
Тема: Мы встречаем гостей. |
Обучить детей правилам и навыкам культуры поведения за столом. Закреплять умение правильно называть отдельные предметы посуды. Воспитывать приветливость, заботливость. |
Октябрь |
Тема: Купание куклы Кати. |
Познакомить детей с действиями для купания. Активизировать в речи слова: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, вытирать и др. воспитывать доброе отношение к кукле |
Ноябрь |
Тема: Оденем куклу на прогулку. |
Обучать навыкам последовательных действий одевания на прогулку. Закрепить представления детей об одежде, научить последовательноси одевания. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде. |
Декабрь |
Тема: Накроем стол к обеду. |
Познакомить детей с названиями предметов столовой посуды. Используя слова: скатерть, посуда, салфетница. Воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле. |
Январь |
Тема: Научим куклу Катю раздеваться. |
Помочь детям запомнить последовательность раздевания. Уметь аккуратно вешать и складывать одежду. Воспитывать желание помочь игрушке. |
Февраль |
Тема: Катя проснулась. |
Помочь детям вспомнить последовательность процесса одевания. Закрепить названия предметов |
|
|
одежды. Воспитывать заботливое отношение к кукле-партнеру по игре. |
Март |
Тема: Наведем порядок. |
Обучить навыкам в умывальной, раздевальной комнатах. Закреплять у каждого ребенка представления о том, где его постоянное место за столом, постель, шкаф для одежды. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам. |
Апрель |
Тема: Причешем куклу Катю. |
Помочь детеям отображать часто производимые взрослыми действия (причесывание). Развивать навыки самообслуживания. Воспитывать опрятность у детей. |
Май |
Тема: Катя простудилась. |
Формировать и обучать навыкам пользования носовым платком, салфеткой. Приучать детей при чихании и кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком. |