Пояснительная записка.
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза. Изготавливая поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Цель кружка:
Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.
Задачи:
Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).
Учить определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задании.
Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.
Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.
Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
Совершенствовать коммуникативные навыки.
Активизировать и обогащать словарь детей, игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.
Создать условия для положительных эмоций.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Методы и приёмы обучения.
1. Наглядные (показ образца педагога, пример, мультимедиа-слайд шоу, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Подготовка предметно–развивающей среды:
Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;
Краски, клей, ножницы, лак, пластилин, фломастеры, карандаши, кисточки;
Природный материал: зерна, горох, семечки и пр.
Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и пр.
Структура занятий:
Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.
Непосредственно образовательная деятельность в вечернее время 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц, 36 занятий в год.
Перспективный план работы кружка
в старшей группе
Октябрь
№ |
НОД |
Цель |
Материал |
Часы |
1 |
Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». |
Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. |
Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки, перья. |
1 (12.10) |
2 |
«Волшебная бумага» |
Знакомить детей с японским искусством оригами и формировать к нему интерес; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение (учить читать чертежи); закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. |
Цветная бумага, ножницы, карандаши. |
1 (26.10) |
Ноябрь
№ |
НОД |
Цель |
Материал |
Часы |
3 |
«Осенние картины» |
Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях. |
Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций. |
1 (09.11) |
4 |
«Сказочные герои леса» |
Продолжать учить детей работать с природным материалом. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
Шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, крылатки ясеня, пух и перья птиц, косточки слив, абрикосов, мох, различные семена. Демонстрационные рисунки с поделками. |
1 (23.11) |
|
Декабрь
|
|
|
|
№ |
НОД |
Цель |
Материал |
Часы |
5 |
«Волшебные тарелочки» |
Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. |
Бумажная тарелка, цветная бумага, краски клей, ножницы, образец. |
1 (07.12) |
6 |
«Во дворе у бабушки» |
Создать коллективную модель деревенского двора по технике оригами. Развивать у детей пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. |
Цветная бумага, ножницы, карандаши, картонная коробка, лоскутки ткани. |
1 (21.12) |
|
|
|||
Январь
№ |
НОД |
Цель |
Материал |
Часы |
7 |
«Долгожданная гостья» |
Учить детей делать объёмную ёлочку из конуса и цветных полосок одинаковой длины |
Цветная бумага (зелёная), картон, ножницы, клей, образец. |
1 (11.01) |
«Новогодние игрушки» |
Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. |
Цветная бумага; картон шаблоны геометрических форм; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки; краски; баночки с водой; салфетки, гофрированная бумага, конфетти. |
|
|
8 |
1 (25.01) |
|||
Февраль
№ |
НОД |
Цель |
Материал |
Часы |
9 |
Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества. |
Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. |
Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, тесьма, клеёнка, образец. |
1 (08.02) |
Подарок для мамы. |
Продолжать учить детей делать объемные поделки |
Цветная, белая, гофр. бумага, ножницы, клей, карандаш, ажурная тесьма, кисточка, образец. |
||
10 |
1 (22.02) |
Март
№ |
НОД |
Цель |
Материал |
Часы |
11 |
«Маленькие бусинки» |
Познакомить детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, научить изготавливать простейшее украшение из бисера. Развивать воображение, мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев, что напрямую связано с речевым и умственным развитием, учить сосредоточенности и усердию. |
Разноцветный бисер разной величины, тонкая леска (нить), ножницы. |
1 (02.03) |
12 |
«Цветущее дерево» |
Коллективная работа. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы по созданию коллективной работы. Учить сотрудничеству, аккуратному исполнению поделки. |
Разноцветная бумага, гуашевая краска, картон клей, кисточка. |
1 (29.03)
|
Апрель
№ |
НОД |
Цель |
Материал |
Часы |
13 |
« Заяц на полянке» |
Изготовление «зайца-коробочки» и окрашивание яркими красками. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение, закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. |
Цветная бумага, клей, карандаш, ножницы, кисточка, скорлупа яичная, краски, образец. |
1 (12.04) |
14 |
«Чудо завиток» |
Познакомить детей с новым видом работы с бумагой – квиллингом. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развивать пространственное воображение, закреплять умения скручивания бумаги, развивать концентрацию внимания и творческие способности. |
Бумага для квиллинга разных цветов, карандаш, ножницы, картон, клей, образец. |
1 (26.04)
|
Май
№ |
НОД |
Цель |
Материалы |
Часы |
|
15 |
Изготовление открытки для любимого человечка. |
Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. |
Цветная бумага, цветной картон, карандаш, ножницы, клей, образец. |
1 (11.05) |
|
|
|||||
16 |
«Шепот моря» |
Продолжать учить детей работать с природным материалом - ракушки. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. |
Ракушки разных видов, пластилин, бусинки для глаз. Демонстрационные рисунки с поделками. |
1 (24.05) |
|
|
Список использованной литературы:
1. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа, 2007 г
2. С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо 2005г.
3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала: книга для воспитателей детского сада. 2-е изд. М.: Просвещение, 1991.
4. Ю. А. Бугельский. Игрушки самоделки. Изд. М.: Просвещение, 1965.
5. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Плетем деревья из бисера. Ростов н/Д.: Феникс, 2006г.
6. Н. Кроткова. Книга лучших поделок, Росмэн-Пресс , 2006г.