1. Пояснительная записка.
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики, мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
2. Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых действиях.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.
Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, как дидактическое средство, в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действительного и наглядно – образного.
- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.
- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений через игру с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша и желание действовать с ними.
- Развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация)
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
- Развитие пространственной ориентировки
- Развитие навыков речевого общения.
- Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша и палочками Кюизейнера реализуется через организацию деятельности кружка «Веселые фигурки». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками и палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В программе кружка предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
Год обучения 2021-2022.
Занятия проводятся с октября по май, в послеобеденное время.
Периодичность в неделю -1 раз
Продолжительность образовательной деятельности с детьми в соответствии с СанПиНом 2.4.1. 2660-10. (20 минут).
В процессе занятий используются различные формы:
• фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально - фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповая – организация работы в группах.
Основные способы и формы работы с воспитанниками.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
Повышение педагогической культуры родителей.
Формирование интереса к развивающим играм.
Перспективный план работы кружка «Развиваемся, играя»
на 2021-22 учебный год.
ОКТЯБРЬ |
|||
№ |
Тема и материал |
Цель и задачи |
Используемые игры и пособия
|
1 и 2 |
Знакомство с палочками Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые.
|
Цель. Учить детей составлять группу из отдельных предметов. Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине.
|
1.Игра «Змейка» (стр.6 Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера)
|
3 и 4 |
Занятие Знакомство с блоками Дьенеша
Материал: Блоки и обруч.
|
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (цвету и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча. Ведущая показывает детям блок и просит: - Найти фигуру, как эта по величине - Найти не такую фигуру, как эта по величине - Найти фигуру, как эта по цвету - Найти не такую фигуру, как эта по цвету - Найти фигуру, как эта по цвету и размеру - Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру
|
«Найди фигуру»
|
НОЯБРЬ
|
|||
1 |
«У кого больше?» Материал. Цветные счетные палочки: для половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные.
|
Цель: - классификация предметов по цвету и длине - работать по алгоритму -сравнивать предметы по длине - соотносим палочки по цвету, длине, расположению
|
Игра « У кого больше?» с.5 Новикова,Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера)
|
2 |
«Разноцветные вагончики» Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка)
|
Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»). |
«Разноцветные вагончики» Новикова,Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» с.5
|
3 |
«Цветные дорожки» Материал: палочки: 5 красных и 5 розовых, и одна голубая.
|
Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в какой дорожке больше кирпичиков, без счета («столько – сколько», «поровну»).
|
«Разноцветные вагончики» Новикова,Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» с.5
|
4 |
Столбики
Материал. Цветные счетные палочки: красные и голубые; карточка.
|
Цель. Учить детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.
|
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) с. 5 Дети выкладывают заборчик, чередуя палочки высокая, низкая.
|
ДЕКАБРЬ
|
|||
1 |
«ПИРАМИДКИ» Материал: по одной полоске каждого цвета, включая белый квадрат, мелкие игрушки для разыгрывания сюжета (из «Киндер-сюрпризов»
|
Задачи: - развивать представление о высоте: высокий, низкий, выше, ниже; - упражнения в подсчитывании колец пирамидки совместно со взрослыми.
|
Альбом «Веселые цветные числа» лист 5 Действия выполняются ребенком совместно со взрослым). Для этого из всех отобранных полосок сначала надо найти самую длинную полоску (желтую) и положить её в основание пирамидки, затем снова выбрать самую длинную из оставшихся полосок и положить её так, чтобы постепенно образовалась пирамидка. Затем дети наклеивают кольца пирамидки на лист 5а. Все пирамидки на листе сравниваются по высоте. |
2 |
Сушим полотенца Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка).
|
Задачи: Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине). |
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) с. 6
|
3 |
Цветные числа Материал. Для воспитателя: магнитная доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка.
|
Числа 1 и 2 Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.
|
Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?» Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом. Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра один!» Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.) Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) с. 6-7
|
4 |
Строительство домов Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка.
|
Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?» Дети по просьбе педагога выкладывают из палочек домики. Потом отвечают на вопросы делая умозаключения.
|
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) с. 7
|
ЯНВАРЬ
|
|||
1 |
Число 3 Материал: Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см; розовая полоска 20x10 см, голубая полоска 30x10 см; цифры. Для детей: цветные счетные палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
|
Цель. Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на доске. |
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) с. 8
|
2 |
Треугольники Материал. Цветные счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3 голубые. |
Цель. Учить детей составлять треугольники из палочек разной длины. Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в пространстве («слева», «справа», «перед», «за»).
|
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) с. 9 Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой – красный».
|
ФЕВРАЛЬ |
|||
1 |
«Дома для гномов» Материал: Гном (игрушка), белые квадраты, розовые, голубые, красные, желтые полоски
|
Цель: разыгрывание сюжетов с использованием при этом дополнительных материалов, плоскостных изображений деревьев, кустов, цветов.
|
Дети по предложению гнома выбирают палочки-доски нужного цвета и строят дом. «Веселые цветные числа» занятие № 8
|
2 |
«Гном выбирает себе собачку» Материал: Гном и изображение собачек; 1 белый квадрат и полоски 4 розовых, 2 голубых, 1 желтая.
|
Цель: - самостоятельно отбирать полоски нужного цвета и числового значения по рисунку; - правильно распределять полоски в пространстве.
|
Дети составляют собачку из полосок. «Веселые цветные числа» занятие № 9
|
3 |
«Рамка для картины» Материал. Цветные счетные палочки в пределах 4; 4 синие палочки.
|
Цель. Учить детей строить прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию. |
Дети составляют цветы на столе при помощи палочек и блоков. Затем предлагается сделать рамки. «Веселые цветные числа» занятие № 10
|
4 |
«Дети в картинной галереи» (лист 9) альбом «Веселые цветные числа» Материал: палочки по выбору детей. Фигурка Гнома. Картины в маленьком формате.
|
Цель: Развивать умение отбирать полоски нужного цвета и числового значения.
|
Дети выбирают понравившуюся картину и делают для не рамку. Гном любуется картинами в рамках.
|
МАРТ |
|||
1 |
Тема «ВЕСНА» Материал: набор палочек Кюизенера, блоки Дьенеша.
|
Цель: Развитие речи ребенка, через игровые действия с палочками и блоками. Развивающие задачи: - самостоятельно отбирать нужные полоски. - правильно располагать фигуры и палочки в пространстве. |
Альбом «Вместе весело играть» с 1 Пришла весна. Пригрело солнышко. Распустились подснежники. Все рады весне. (ребенок выкладывает картинку из блоков и палочек) Цветы весной.
|
2 |
«ЗАЙКА»
|
Цель: Развитие речи ребенка, через игровые действия с палочками и блоками. Развивающие задачи: - самостоятельно отбирать нужные полоски. - правильно располагать фигуры и палочки в пространстве. |
Альбом «Вместе весело играть» с 4. На весеннюю лужайку вышел очень смелый зайка. А за ним еще дружок вышел к зайке на лужок. Дружно скачут зайки на лесной лужайке. (ребенок выкладывает зайчика из блоков и палочек).
|
3 |
«БЕЛОЧКА»
|
Цель: Развитие речи ребенка, через игровые действия с палочками и блоками. Развивающие задачи: - самостоятельно отбирать нужные полоски. - правильно располагать фигуры и палочки в пространстве.
|
Альбом «Вместе весело играть» с 5. Детям предлагается прослушать потешку и построить белочку на тележке.
|
4 |
«ПОРОСЯТА И МЫШАТА»
|
Цель: Развитие речи ребенка, через игровые действия с палочками и блоками. Развивающие задачи: - самостоятельно отбирать нужные полоски. - правильно располагать фигуры и палочки в пространстве.
|
Альбом «Вместе весело играть» с 6 и 7 В деревне у бабушки Агафьи жили поросята. Они так расшалились, что сломали заборчик-загородку. Давайте поможем бабуле. А еще мы выложим одного поросенка.
|
АПРЕЛЬ
|
|||
1 |
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФЛАЖКИ» Материал: Палочки Кюизенера бордового, голубого и красного цвета.
|
Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
|
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) с. 9-10 Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим “флажки”. Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек – флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?» |
2 |
«БУСЫ» Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка.
|
Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько – сколько).
|
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) с 10 Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек бусы в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца». |
3 |
«Число 4»
Материал. Для воспитателя: цифры. Для детей: цветные счетные палочки в пределах 4; цифры; карточка. |
Цель. Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.
|
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) с 11 Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух ступеней) от низкой до высокой знаком детям. Педагог предлагает ребятам выполнить эту работу самостоятельно. Должно получиться 3 ступени.
|
4 |
«Число 5» Материал. Для воспитателя: цифры в пределах 5. Для детей: цифры до 5; цветные счетные палочки в пределах 5.
|
Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
|
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера) с 12 На доске цифры 1, 2, 3, 4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать их. Затем дает задание: – Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками цифры. – Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.) – Какой цвет обозначает число три? (Голубой.) – Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.) – Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)
|
МАЙ |
|||
1 |
Волшебные блоки КРОКОДИЛ
Материал: набор блоков и картинка с символами для чтения
|
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, речи -учить ориентироваться на знаки- символы -учить анализировать, сравнивать - находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по двум свойствам блоков. |
1.Сочиняем небылицу и выкладываем силуэт КРОКОДИЛА и стрекозы (стр.6, альбом «Лепим нелепицы»)
|
2 |
Волшебные блоки «СНЕГОВИК» Материал: набор блоков и картинка с символами для чтения
|
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, речи -учить ориентироваться на знаки- символы -учить анализировать, сравнивать - находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по двум свойствам блоков.
|
1.Сочиняем небылицу и выкладываем силуэт Снеговика и стрекозы (стр.7, альбом «Лепим нелепицы»)
|
3 |
Волшебные блоки «Лягушка» Материал: набор блоков и картинка с символами для чтения
|
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, речи -учить ориентироваться на знаки- символы -учить анализировать, сравнивать - находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по двум свойствам блоков.
|
1.Сочиняем небылицу и выкладываем силуэт Лягушки и стрекозы (стр.8, альбом «Лепим нелепицы»)
|
4 |
Волшебные блоки «Стрекоза»
Материал: набор блоков и картинка с символами для чтения
|
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, речи -учить ориентироваться на знаки- символы -учить анализировать, сравнивать - находить объекты с одинаковыми и разными свойствами, -действовать по правилам -учить ориентироваться по двум свойствам блоков.
|
1.Сочиняем небылицу и выкладываем силуэт Стрекозы и козы и стрекозы (стр.9, альбом «Лепим нелепицы»)
|
Диагностическая карта
(на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой)
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: