Пояснительная записка.
Вариативный курс «Занимательная математика » содержит познавательный и занимательный материал по ознакомлению с окружающим миром, математике, логике.
Вариативный курс составлен в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. (с внесенными изменениями и дополнениями № 182 от 5 мая 2020 года.)
2.Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения, утвержденный приказом МОН РК от 12 декабря 2012 года № 557 (с внесенными изменениями и дополнениями от 12 мая 2020 № 195)
3.Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, утвержденная приказом МОН РК от 12.08.2016 г№499.
Цели вариативного курса:
- развитие логического мышления детей через использование различных видов несложных логических задач и упражнений.
- повышение у детей интереса к математике, формирование различных навыков учебной деятельности.
Задачи вариативного курса:
- активизировать умственную деятельность дошкольников;
- закреплять знания детей о геометрических фигурах, цифрах, учить сравнивать, обобщать группы предметов;
- развивать критическое мышление детей, стремление к поиску нестандартных решений задач;
- заинтересовать математическим материалом;
- закреплять полученные знания и умения, поддерживать стремление к самостоятельному решению поставленных задач.
Формы организации воспитательно-образовательного процесса: групповые, индивидуальные, игры-занятия.
Количество занятий: 33 занятия.
Продолжительность занятий: 30 минут.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению детей предшкольного возраста в современном мире немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм и логическим задачам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к логической задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение логических заданий и загадок в умственном и всестороннем развитии детей.
Данный курс , содержащий разнообразный занимательный материал, является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к окружающему миру, математике, логике .Учит доказывать и рассуждать, воспитывает желание самостоятельно решать проблемы. Освоив данный курс, дети научатся обобщать ,сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности , овладеют приемами логического мышления.
Требования к уровню подготовки дошкольников по вариативному курсу
«Занимательная математика»:
В результате изученного курса дети должны знать:
Элементарные математические понятия, названия и особенности геометрических фигур;
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
Должны уметь:
Сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме
Считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов
Ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)
Составлять целое из частей.
Самостоятельно решать задачи различной сложности;
Думать, сравнивать, выстраивать свои умозаключения в логическую цепь;
Работать самостоятельно и творчески
Календарно – перспективное планирование
№ |
Тема |
Цель |
Час |
|
||
1. |
Я рисую на бумаге. Ориентировка на листе бумаги. |
Ориентироваться на листе бумаги, описывать расположение геометрических фигур на карточках. |
1 |
|
||
2. |
Я на прогулке. Что где находится? |
Ориентироваться в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади, (за), близко, между, рядом. |
1 |
|
||
3. |
Мои игрушки. Сравниваю и расставляю предметы по порядку. |
Сопоставлять предметы по длине, высоте, толщине находить предметы указанных размерных соотношений, размещать их в порядке возрастания (убывания) величины. |
1 |
|
||
4. |
Я считаю все вокруг. Числа от 1 до 5. |
Считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. Сопоставлять количество предметов со счетом и называть его порядковый номер. |
1 |
|
||
5. |
Я считаю все вокруг. Порядковый счет до 5. |
Считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. Находить нестандартные способы решения задач.. |
1 |
|
||
6. |
Мои школьные принадлежности Счет до 10.. |
Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10. Сопоставлять количество предметов со счетом и называть его порядковый номер. |
1 |
|
||
7. |
Научусь считать до 10. Предыдущий. Следующий. |
Считать в прямом и обратном порядке в пределах 10 Сопоставлять количество предметов со счетом и называть его порядковый номер. |
1 |
|
||
8. |
Учусь вместе с друзьями. Больше. Меньше. Столько же. |
Сравнивать числа/устанавливать равенство и неравенства предметов в группах, добавляя или удаляя предметы, обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп. |
1 |
|
||
9. |
Мы построимся в ряд. Следующий, предыдущий. |
Понимать, что при увеличении любого числа на один получается следующее число Понимать, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число. |
1 |
|
||
10. |
Я играю с друзьями. Свойства предметов. |
Объединять предметы во множество по определенному свойству. Называть элементы множества. |
1 |
|
||
11. |
Я и мои друзья. Объединение предметов во множества. |
Объединять предметы во множество по определенному свойству. Называть элементы множества. |
1 |
|
||
12. |
Мы с друзьями мастерим. Последовательности и закономерности. |
Называть пропущенное число в последовательности чисел от 1 до 10.. Анализировать закономерность и находить нарушение с помощью учителя. |
1 |
|
||
13. |
Любимое время года. |
Знать количество дней в неделе/месяцев в году |
1 |
|
||
14. |
Что сначала. Что потом. Месяцы года, дни недели, время суток. |
Знать временные представления: сегодня, вчера, завтра, послезавтра; время суток. Знать количество дней в неделе/месяцев в году. |
1 |
|
||
15 |
Едем к бабушке в деревню. Сравниваю предметы по длине. |
Сравнивать предметы по длине/весу с помощью условной меры. |
1 |
|
||
16. |
Дары природы. Сравниваю предметы по весу. |
Сравнивать предметы по длине/весу с помощью условной меры. |
1 |
|
||
17. |
Путешествие. Называю форму фигур и предметов |
Различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и тела (шар, куб, цилиндр). |
1 |
|
||
18. |
Играем с фигурами.. Сравниваю целое и части. |
Делить предмет на несколько равных частей, сравнивать целое и части. |
1 |
|
||
19. |
Собери картинку. Составляю фигуры из частей. |
Составлять геометрические фигуры по образцу. |
1 |
|
||
20. |
Что на что похоже. Подбираю и составляю фигуры. |
Классифицировать фигуры (квадрат, прямоугольник) по двум свойствам. Уметь подбирать объекты по образцу, ориентируясь на несколько признаков сразу. |
1 |
|
||
21. |
Больше- меньше. Сравниваю группы предметов. |
Распознавать знаки ( =, >, <). |
1 |
|
||
22. |
Учусь решать примеры. Складываю и вычитаю. |
Использовать и понимать знак «+» как знак, объединяющий предметы, «-» как знак удаления из группы предметов. |
1 |
|
||
23. |
У нас гости :цифра 1 и 2. Учусь складывать и вычитать. |
Использовать и понимать знак «+» как знак, объединяющий предметы, «-» как знак удаления из группы предметов. |
1 |
|
||
24. |
Цифры веселятся: цифра 3 и 4. Решаю примеры. Обвожу цифры. |
Решать простейшие примеры и задачи на основе наглядности. |
1 |
|
||
25. |
Цифры потерялись: цифры 5 и 6. Решаю примеры |
Решать простейшие примеры и задачи на основе наглядности. Прямой и обратный счет до 10. |
1 |
|
||
26. |
Наши соседи: цифры 7 и 8. Обвожу цифры. Решаю примеры. |
Решать простейшие примеры и задачи на основе наглядности. Обозначать предыдущее и последующее число. |
1 |
|
||
27. |
Играю с цифрами : цифры 9 и 10.. Решаю примеры и задачи |
Решать простейшие примеры и задачи на основе наглядности . Закреплять навыки прямого и обратного счета до 10. |
1 |
|
||
28. |
Дорисуй. Решаю примеры и задачи |
Решать простейшие примеры и задачи на основе наглядности. Закреплять навыки счета до 10. |
1 |
|
||
29. |
Веселая задача. Решаю задачи. |
Решать простейшие примеры и задачи на основе наглядности. Называть последовательность составления задачи. |
1 |
|
||
30. |
Цифры по порядку. Решаю примеры и задачи |
Решать простейшие примеры и задачи на основе наглядности Закреплять навыки порядкового счета до 10 . |
1 |
|
||
31. |
Мы с друзьями повторяем. |
Самостоятельное составление задач на основе наглядности и из личного опыта. |
1 |
|
||
32. |
Что я знаю и умею?
|
Выявление уровня достижений ребенка. |
1 |
|
||
33 |
Повторение |
|
1 |
|
||