«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Красный Кордон ауылының негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Красный Кордон отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желілерде

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Интеллектуалды даму үйірмесі "Түсті логика. Диенеш Блоктары" (аға топ)

 

Пояснительная записка.

Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

         Актуальность.

Логические блоки Золтана Дьенеша система которого менее популярна у отечественных педагогов, чем система М. Монтессори или Б. Никитина. А между тем игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.

Ребенок познает окружающий мир, который воздействует на его развитие, ощущение, восприятие. Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитие геометрических знаний имеет огромное значение для более глубокого познания ребенком окружающего мира и подготовки его к обучению в школе.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с семи лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Применяя в работе блоки Дьенеша можно расширить границы познания не только узконаправленно (цвет, форма, размер, толщина, но и сформировать умение у детей комплексно оценивать свойства любых предметов, что также позволяет говорить о формирующихся логических операциях.

 

Организация деятельности и режим:

Кружок проводится с сентября по май, во второй половине дня, во вторник 1 раз в неделю, по 25 минут.

Срок реализации: 1 учебный год

Цель работы кружка : развитие интеллектуальных способностей детей с использованием блоков Дьенеша.

Задачи кружка :

  • Способствовать общему интеллектуальному развитию детей;
  • Формировать у детей умения выявлять, абстрагировать, называть свойства предметов;
  • Способствовать развитию способности наглядного моделирования;

Способствовать развитию у детей элементарной алгоритмической культуры мышления.

В программе кружка предусмотрено использование различных видов дидактических игр:

  • На восприятие формы;
  • На целенаправленное развитие восприятия цвета и размера;
  • На восприятие величины;
  • На количество предметов;
  • На развитие представлений о числе на основе счета и измерения.
  • На развитие речи, мышления;
  • На развитие способности действия наглядного моделирования

 

Рекомендации педагогам дошкольной организации:

1. Уровень овладения математическими знаниями будет успешнее, если использовать логические блоки Дьенеша в игровых условиях;

2. Непосредственное участие взрослого будет вызывать наибольший интерес к предлагаемым играм и упражнениям на основе применения блоков Дьенеша;

3. Процесс ознакомления детей с логическими блоками Дьенеша должен происходить постепенно, поэтапно.

4. Планируя педагогический процесс и организуя предметно-игровую среду нужно ориентироваться на возможности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план кружка.

Дата

Тема

Задачи

Материал

Сентябрь

1

1 неделя 

 «Давайте познакомимся» 

 

Правильно называть весь объем свойств у предмета.

набор логических блоков Дьенеша

2

 2 неделя 

«Дружат» - «не дружат» 

Находить сходство и различие между предметами.

набор логических блоков Дьенеша.

3

3 неделя 

«Найди свой домик» 

Уметь группировать предметы по наличию и отсутствию одного свойства.

набор логических блоков Дьенеша.

 

4

4 неделя 

«Угостим медведя печеньем»  

Развивать умение выделять два свойства (размер и форма) 

набор логических блоков Дьенеша.

 

Октябрь

5

1 неделя 

«Собери бусы для куклы» 

Уметь находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств.

набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания)

6

2 неделя 

«Поможем Мишке собрать фигуры» 

Определять символику свойств.

игрушка – мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания)

7

3 неделя 

«Два обруча» 

Разделять фигуры на две группы по двум свойствам.

Производить логические операции «не»«и»«или». 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.

8

4 неделя 

«Хоровод» 

Классифицировать блоки по двум – трем признакамцвету, форме; цвету – форме – размеру.

набор логических блоков Дьенеша.

 

Ноябрь

9

1 неделя 

«Отрицание цвета» 

Подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.

набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание цвета, игрушка зайца, коробка.

 

10

2 неделя 

«Отрицание формы» 

Использовать детали в соответствии с символикой отрицания формы.

набор логических блоков Дьенеша, каточки обозначающие отрицание формы, игрушка зайца, коробка.

 

11

3 неделя 

«Отрицание размера» 

Называть размер предмета, показывать предмет.

набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание размера, игрушка зайца, коробка.

 

12

4 неделя 

«Отрицание толщины» 

Способность выделять свойства предмета в соответствии с символикой отрицания толщины.

набор логических блоков Дьенеша, карточки, обозначающие отрицание толщины, игрушка зайца, коробка.

 

Декабрь

13

1 неделя 

«Загадки без слов» 

Расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.

 

14

2 неделя 

«Найди клад» 

Выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину.

16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины, круги бумажные (клады, карточки – символы.

 

15

3 неделя 

«Волшебные камни»

Называть расположение предмета «внутри» и «вне» круга.

 набор логических блоков Дьенеша, обруч.

 

16

4 неделя 

«Что изменилось» 

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. 

Развивать мышление. набор блоков Дьенеша.

 

Январь

17

1 неделя 

«Найди пару» 

Проявлять внимание, способность анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств.

Работать в парах. набор логических блоков Дьенеша.

 

18

2 неделя 

«Где, чей гараж» 

Способность классифицировать по общим свойствам.

набор логических блоков Дьенеша, таблицы две штуки.

 

19

3 неделя 

«Цветок» 

Классифицировать блоки по трем признакам : цвету, форме и размеру.

набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.

 

Февраль

20

1 неделя 

«Угадай–ка» 

Выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов. Обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д.) 

набор логических блоков Дьенеша, игрушка Буратино, карточки – символы.

 

21

2 неделя 

«Засели домики» 

Правильно классифицировать свойства.

набор логических блоков Дьенеша, карточки с изображением домиков.

 

22

3 неделя 

«Где спрятался Джерри?» 

Логически мыслить, уметь кодировать информацию с помощью знаков – символов и декодировать ее.

набор логических блоков Дьенеша, карточки - символы, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).

 

23

4 неделя 

«Цепочка» 

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

набор логических блоков Дьеныша.

 

Март

24

1 неделя 

«Дорожки» 

Выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

набор логических блоков Дьенеша, три домика (макеты или изображения домиков или условные обозначения).

 

25

2 неделя 

«У кого в гостях Винни–Пух и Пятачок»

 Использовать приемы анализирования, сравнения, обобщения.

карточки с логическими таблицами, набор логических блоков Дьенеша.

 

26

3 неделя 

«Два обруча» 

Уметь разбивать множество по двум совместным свойствам, производить логические операции «не»«и»«или».

2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.

 

27

4 неделя 

«На полянке» 

Развивать умение делить множества на подмножества, опираясь на определённый признак предмета; развивать наблюдательностьлогическое мышление.

набор логических блоков Дьенешаразноцветные цветы, маски с изображением пчёлок.

 

Апрель

28

1 неделя 

«Какую фигуру я задумал?» 

уметь загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих свойства блоков.

набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.

 

29

2 неделя 

«Равенство» 

Развивать умение классифицировать блоки, устанавливать равенство между двумя группами предметов, упражнять в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить.

две коробки, два набора блоков.

 

30

3 неделя 

«Расскажи о своём блоке» 

Закреплять умение составлять описание свойств блока, пользуясь моделью.

набор блоков Дьенеша, модель описания свойств блока.

 

31

4 неделя 

«Ищем сокровище» 

Закреплять умение описывать свойства блоков, умение абстрагировать блоки по четырём признакам, развивать внимание, наблюдательность. 

логические блоки Дьенеша.

 

Май

32

1 неделя 

«Угадай фигуру» 

Способность логически мыслить, уметь кодировать и декодировать информацию о свойствах.

набор логических блоков Дьенеша, два набора карточек – символов с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

33

2 неделя 

«Помоги фигурам выбраться из леса» 

Способность логически мыслить, уметь рассуждать.

набор логических блоков Дьенеша, таблица

34

3 неделя 

«Построим дома» 

уметь разбивать множество по трем и четырем свойствам, производить логические операции «не»«и»«или».

набор логических блоков Дьенеша, три игрушки (заяц, волк, лиса).

 

35

4 неделя

 

Подведение итогов

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Ануфриев А. Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», Москва,2009, стр. 5-19.

2. Березина О. Н. и др. «Совместная деятельность взрослых и детей»,Москва,2011,стр. 4-8.

3. Дубровина И. В., Прихожан А. М, Зацепин В. В. «Возрастная и педагогическая психология», Москва,2008, стр. 87-210

4. «Дошкольное воспитание» №10-2012 г., стр. 36-41

5. Демина Е. С. «Развитие элементарных математических представлений», Москва,2009,стр. 19-32

6. «Давайте вместе поиграем».Комплект игр с блоками Дьенеша/Под ред. Б. Б. Финкельштейна,СПб. 2001 г. Стр. 1-7

7. Микляева Н. В. «Дошкольная педагогика». Учебное пособие, Москва, 2008.

8. Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников», СПб. 2005, стр. 4-13,23,24.

9. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под. ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. стр. 3,173,174.

10. Панова Е. Н. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Вып. 1., Воронеж,2007 г. ,стр. 23.

11. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. «Математика до школы», Нижний Новгород,1996 г. ,стр. 3,42.

12. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,глава 3.17,1988 г. ,стр. 74,124,230.

13. Смоленцева А. А., Суворова О. В. «Игра в формировании элементарных математических представлений у дошкольников», Нижний Новгород,1991 г.

14. Щербакова Е. И. «Методика обучения математике в детском саду», Москва,1998.

15. Финкельштейн Б. Б. «Блоки Дьенеша для старших» 5-8 лет, 2012г. ,стр. 1-14.

16. Юрий Гатанов «Развиваю логику и сообразительность», Спб:Издательство «Питер».2000, стр. 14-16.

 

 

Жаңартылған күні: 01.02.2023 03:59
Құрылған күні: 01.02.2023 03:59

Текст