Пояснительная записка.
Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.
Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
Актуальность.
Логические блоки Золтана Дьенеша система которого менее популярна у отечественных педагогов, чем система М. Монтессори или Б. Никитина. А между тем игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.
Ребенок познает окружающий мир, который воздействует на его развитие, ощущение, восприятие. Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитие геометрических знаний имеет огромное значение для более глубокого познания ребенком окружающего мира и подготовки его к обучению в школе.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с семи лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Применяя в работе блоки Дьенеша можно расширить границы познания не только узконаправленно (цвет, форма, размер, толщина, но и сформировать умение у детей комплексно оценивать свойства любых предметов, что также позволяет говорить о формирующихся логических операциях.
Организация деятельности и режим:
Кружок проводится с сентября по май, во второй половине дня, во вторник 1 раз в неделю, по 25 минут.
Срок реализации: 1 учебный год
Цель работы кружка : развитие интеллектуальных способностей детей с использованием блоков Дьенеша.
Задачи кружка :
Способствовать развитию у детей элементарной алгоритмической культуры мышления.
В программе кружка предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
Рекомендации педагогам дошкольной организации:
1. Уровень овладения математическими знаниями будет успешнее, если использовать логические блоки Дьенеша в игровых условиях;
2. Непосредственное участие взрослого будет вызывать наибольший интерес к предлагаемым играм и упражнениям на основе применения блоков Дьенеша;
3. Процесс ознакомления детей с логическими блоками Дьенеша должен происходить постепенно, поэтапно.
4. Планируя педагогический процесс и организуя предметно-игровую среду нужно ориентироваться на возможности детей.
Перспективный план кружка.
№ |
Дата |
Тема |
Задачи |
Материал |
||||||
Сентябрь |
||||||||||
1 |
1 неделя |
«Давайте познакомимся»
|
Правильно называть весь объем свойств у предмета. |
набор логических блоков Дьенеша |
||||||
2 |
2 неделя |
«Дружат» - «не дружат» |
Находить сходство и различие между предметами. |
набор логических блоков Дьенеша. |
||||||
3 |
3 неделя |
«Найди свой домик» |
Уметь группировать предметы по наличию и отсутствию одного свойства. |
набор логических блоков Дьенеша.
|
||||||
4 |
4 неделя |
«Угостим медведя печеньем» |
Развивать умение выделять два свойства (размер и форма) |
набор логических блоков Дьенеша.
|
||||||
Октябрь |
||||||||||
5 |
1 неделя |
«Собери бусы для куклы» |
Уметь находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств. |
набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания) |
||||||
6 |
2 неделя |
«Поможем Мишке собрать фигуры» |
Определять символику свойств. |
игрушка – мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания) |
||||||
7 |
3 неделя |
«Два обруча» |
Разделять фигуры на две группы по двум свойствам. |
Производить логические операции «не», «и», «или». 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша. |
||||||
8 |
4 неделя |
«Хоровод» |
Классифицировать блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру. |
набор логических блоков Дьенеша.
|
||||||
Ноябрь |
||||||||||
9 |
1 неделя |
«Отрицание цвета» |
Подбирать фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета. |
набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание цвета, игрушка зайца, коробка.
|
||||||
10 |
2 неделя |
«Отрицание формы» |
Использовать детали в соответствии с символикой отрицания формы. |
набор логических блоков Дьенеша, каточки обозначающие отрицание формы, игрушка зайца, коробка.
|
||||||
11 |
3 неделя |
«Отрицание размера» |
Называть размер предмета, показывать предмет. |
набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание размера, игрушка зайца, коробка.
|
||||||
12 |
4 неделя |
«Отрицание толщины» |
Способность выделять свойства предмета в соответствии с символикой отрицания толщины. |
набор логических блоков Дьенеша, карточки, обозначающие отрицание толщины, игрушка зайца, коробка.
|
||||||
Декабрь |
||||||||||
13 |
1 неделя |
«Загадки без слов» |
Расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям. |
набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.
|
||||||
14 |
2 неделя |
«Найди клад» |
Выявлять в предметах цвет, форму, размер, толщину. |
16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины, круги бумажные (клады, карточки – символы.
|
||||||
15 |
3 неделя |
«Волшебные камни» |
Называть расположение предмета «внутри» и «вне» круга. |
набор логических блоков Дьенеша, обруч.
|
||||||
16 |
4 неделя |
«Что изменилось» |
Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. |
Развивать мышление. набор блоков Дьенеша.
|
||||||
Январь |
||||||||||
17 |
1 неделя |
«Найди пару» |
Проявлять внимание, способность анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. |
Работать в парах. набор логических блоков Дьенеша.
|
||||||
18 |
2 неделя |
«Где, чей гараж» |
Способность классифицировать по общим свойствам. |
набор логических блоков Дьенеша, таблицы две штуки.
|
||||||
19 |
3 неделя |
«Цветок» |
Классифицировать блоки по трем признакам : цвету, форме и размеру. |
набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.
|
||||||
Февраль |
||||||||||
20 |
1 неделя |
«Угадай–ка» |
Выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов. Обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д.) |
набор логических блоков Дьенеша, игрушка Буратино, карточки – символы.
|
||||||
21 |
2 неделя |
«Засели домики» |
Правильно классифицировать свойства. |
набор логических блоков Дьенеша, карточки с изображением домиков.
|
||||||
22 |
3 неделя |
«Где спрятался Джерри?» |
Логически мыслить, уметь кодировать информацию с помощью знаков – символов и декодировать ее. |
набор логических блоков Дьенеша, карточки - символы, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).
|
||||||
23 |
4 неделя |
«Цепочка» |
Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку. |
набор логических блоков Дьеныша.
|
||||||
Март |
||||||||||
24 |
1 неделя |
«Дорожки» |
Выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. |
набор логических блоков Дьенеша, три домика (макеты или изображения домиков или условные обозначения).
|
||||||
25 |
2 неделя |
«У кого в гостях Винни–Пух и Пятачок» |
Использовать приемы анализирования, сравнения, обобщения. |
карточки с логическими таблицами, набор логических блоков Дьенеша.
|
||||||
26 |
3 неделя |
«Два обруча» |
Уметь разбивать множество по двум совместным свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». |
2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.
|
||||||
27 |
4 неделя |
«На полянке» |
Развивать умение делить множества на подмножества, опираясь на определённый признак предмета; развивать наблюдательность, логическое мышление. |
набор логических блоков Дьенеша, разноцветные цветы, маски с изображением пчёлок.
|
||||||
Апрель |
||||||||||
28 |
1 неделя |
«Какую фигуру я задумал?» |
уметь загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих свойства блоков. |
набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.
|
||||||
29 |
2 неделя |
«Равенство» |
Развивать умение классифицировать блоки, устанавливать равенство между двумя группами предметов, упражнять в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить. |
две коробки, два набора блоков.
|
||||||
30 |
3 неделя |
«Расскажи о своём блоке» |
Закреплять умение составлять описание свойств блока, пользуясь моделью. |
набор блоков Дьенеша, модель описания свойств блока.
|
||||||
31 |
4 неделя |
«Ищем сокровище» |
Закреплять умение описывать свойства блоков, умение абстрагировать блоки по четырём признакам, развивать внимание, наблюдательность. |
логические блоки Дьенеша.
|
||||||
Май |
||||||||||
32 |
1 неделя |
«Угадай фигуру» |
Способность логически мыслить, уметь кодировать и декодировать информацию о свойствах. |
набор логических блоков Дьенеша, два набора карточек – символов с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей. |
||||||
33 |
2 неделя |
«Помоги фигурам выбраться из леса» |
Способность логически мыслить, уметь рассуждать. |
набор логических блоков Дьенеша, таблица |
||||||
34 |
3 неделя |
«Построим дома» |
уметь разбивать множество по трем и четырем свойствам, производить логические операции «не», «и», «или». |
набор логических блоков Дьенеша, три игрушки (заяц, волк, лиса).
|
||||||
35 |
4 неделя |
|
Подведение итогов
|
|
||||||
Литература:
1. Ануфриев А. Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», Москва,2009, стр. 5-19.
2. Березина О. Н. и др. «Совместная деятельность взрослых и детей»,Москва,2011,стр. 4-8.
3. Дубровина И. В., Прихожан А. М, Зацепин В. В. «Возрастная и педагогическая психология», Москва,2008, стр. 87-210
4. «Дошкольное воспитание» №10-2012 г., стр. 36-41
5. Демина Е. С. «Развитие элементарных математических представлений», Москва,2009,стр. 19-32
6. «Давайте вместе поиграем».Комплект игр с блоками Дьенеша/Под ред. Б. Б. Финкельштейна,СПб. 2001 г. Стр. 1-7
7. Микляева Н. В. «Дошкольная педагогика». Учебное пособие, Москва, 2008.
8. Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников», СПб. 2005, стр. 4-13,23,24.
9. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под. ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. стр. 3,173,174.
10. Панова Е. Н. «Дидактические игры и занятия в ДОУ». Вып. 1., Воронеж,2007 г. ,стр. 23.
11. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. «Математика до школы», Нижний Новгород,1996 г. ,стр. 3,42.
12. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,глава 3.17,1988 г. ,стр. 74,124,230.
13. Смоленцева А. А., Суворова О. В. «Игра в формировании элементарных математических представлений у дошкольников», Нижний Новгород,1991 г.
14. Щербакова Е. И. «Методика обучения математике в детском саду», Москва,1998.
15. Финкельштейн Б. Б. «Блоки Дьенеша для старших» 5-8 лет, 2012г. ,стр. 1-14.
16. Юрий Гатанов «Развиваю логику и сообразительность», Спб:Издательство «Питер».2000, стр. 14-16.