Анализ работы библиотеки за 2023-2024 учебный год
Библиотека расположена в здании школы в отдельном кабинете. В течение 2023-2024 учебного года школьная библиотека работала по утверждённому плану. Работа проводилась с учётом разделов школьного плана. Цели работы, которые были поставлены перед школьной библиотекой на 2023-2024 учебный год:
1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного обслуживания;
2. Содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании учащихся;
3. Привитие учащимся любви к чтению, воспитание культуры чтения, бережного отношения к печатным изданиям;
4. Привлечение учащихся к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи, познавательных интересов и способностей, расширения кругозора;
5. Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно – досуговой деятельности;
6. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов.
Перед школьной библиотекой поставлены были задачи:
1. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой.
2. Осуществление каталогизации и обработки— книг, учебников, журналов, запись и оформление вновь поступившей литературы, ведение документации.
3. Оформление новых поступлений в книжный фонд, знакомство с новыми книгами согласно датам литературного календаря.
4. Осуществление своевременного возврата выданных изданий в библиотеку.
5. Осуществление образовательной, информационной и воспитательной работы среди учащихся школы.
6. Организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.
7. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов. 8. Воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой родине. Определены были основные функции школьной библиотеки:
1. Информационная— предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
2. Воспитательная – способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
3. Культурологическая — организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся.
4. Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам, предоставление необходимой информационной поддержки, возможности использования ресурсов библиотеки всеми участниками образовательного процесса ,работа с учащимися;- информационные обзоры литературы – книжные выставки; - беседы о навыках работы с книгой; - подбор литературы для внеклассного чтения; - выполнение библиографических запросов; -поддержка общешкольных мероприятий.
Для решения основных задач, стоящих перед библиотекой, использовались различные формы и методы привлечения детей к книге, воспитание интереса к чтению.
Вся работа была направлена на развитие и поддержку в детях любви к чтению, потребность пользоваться библиотекой в течение учебного периода. В библиотеке имеется научно – популярная, справочная, отраслевая и художественная литература, и небольшая методическая литература для педагогов. Расстановка осуществлена по возрастным группам (1- 4, 5-9 классы).
Сформирован общешкольный дополнительный заказ на учебники и учебные пособия на 2024-2025 учебный год. Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки и обменного фонда.
Также проводилась следующая работа: - приём и техническая обработка новых учебных изданий (август - сентябрь 2023 года); - прием и выдача учебников (август 2023 года , май-июнь -2024года) ; - информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий; - Комплектование учебниками проходило по плану.
Поступившие учебники своевременно учтены и обработаны. Приём и выдача учебников производится по графику. В следующем учебном году необходимо продолжить работу над созданием электронного каталога художественной литературы .
Обслуживание читателей;
- Рекомендательные и рекламные беседы о книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку;
- Беседы о прочитанных книгах;
- Просмотр читательских формуляров с целью выявления должников;
Беседы на абонементе: а) рекомендательные и рекламные беседы о книгах, энциклопедиях и журналах, поступивших в библиотеку ,оформление выставки, посвященной книгам-юбилярам и другим знаменательным датам календаря Учащиеся начальных классов в перемену приходят в библиотеку и с интересом просматривают энциклопедии, задают вопросы. Особой популярностью пользуются энциклопедии о животных, о космосе, про динозавров, и военную технику.
Самыми активными читателями среди учащихся начальной школы за отчётный период были ученики 2, 3, 4 и 5,6 классов. Книжно-иллюстрированные выставки.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через книжные выставки. В течение года разработаны и оформлены книжные выставки к календарным и знаменательным датам:
- День знаний (к 1 сентября)
- День языков народов Казахстана
- День пожилого человека
- День Первого Президента РК
- День независимости РК,
- Весенний праздник Наурыз
- Международный день Детской книги
- «Космическая одиссея» ко дню космонавтики
- День единства народов Казахстана
- 9 мая-День Победы Были проведены следующие библиотечные мероприятия: «Национальная валюта РК-тенге»
- «Культура казахского народа», беседы «Будьте добрыми и человечными», «Семейные традиции и обычаи казахского народа», «Вековая борьба за здоровье», «Спорт в твоей жизни», «Сохраним свое здоровье», «Возможны ли конфликты в семь», «Мои родные», «Моя семья», «Добро в сердце», «Поговорим о вежливости», «Я в этот мир пришел творить добро», «Искусство гостеприимства», «Учимся жить без конфликтов», устный журнал «Красная книга Казахстана», викторина «Все о животных», беседа «Строитель –важная профессия», «Что изучает экономика?».
С целью повышения престижа чтения, формирования позитивного отношения к чтению и библиотеке в течение года проводились различные мероприятия в рамках проекта «Читающая школа»: «90 лет Ш. Муртазе»-круглый стол, «125 лет М. Ауэзову»-конкурс чтецов, 8 кл, «120 лет Г. Мустафину» 9 кл, круглый стол, «Клубится дым веков» викторина 9 кл , «Если будешь ты читать, будешь много, много знать» викторина для 3-4 кл, «Как сделана книга» беседа 5 кл, «Репертуар для модного чтения» обзор литературы для 7-9 кл, «День непрочитанных книг» 5-6 кл, «По следам Гарри Поттера» викторина для 6-7 кл, «День экологии» викторина 4 кл. Во время каникул дети активно читают художественную литературу по предложенному списку.
Библиотекарь школы: Карелина М.О.