Целью
Психолого – педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Реализация цели предполагает решение задач:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
-помощь (содействие) обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- формирование у обучающихся зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
- реализация комплексной системы мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов, оказание им консультативной и методической помощи по психологическим вопросам.
В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления:
− диагностика (индивидуальная и групповая);
− консультирование (индивидуальное и групповое);
− коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая);
− психологическое просвещение (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса).
№ |
Мероприятия |
Вид работы |
Целевая группа |
Срок исполнения |
Примечания |
Форма отчетности |
|
|
|
|
|||||||
1 |
Изучение уровня адаптации, развития и социализации |
Комплекс методик: Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой); ММетодика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью А.А. Андреева; - Тест школьной тревожности Филлипса |
5 класс |
Октябрь – Ноябрь |
|
Сводные таблицы, заключение с адресными рекомендациями |
|
|
2 |
Изучение уровня адаптации, развития и социализации |
Комплекс методик: Проективная методика «Рисунок школы» (определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности). 2. Методика Диаграмма «Хорошее-плохое» (определения эмоциональных проблем ребенка) 3. Методика «Кружки» (определения уровня самооценки)
|
1 класс |
Октябрь – Ноябрь |
|
Сводные таблицы, заключение с адресными рекомендациями |
|
|
3 |
Диагностика по программе «Профилактика аутодеструктивного поведения среди обучающихся» |
11 занятий
|
8,9 классы
|
В течении года |
|
Сводные таблицы, выявление «ГР» |
|
|
4 |
Изучение межличностных отношений
|
социометрия |
4, 6-8 класс |
Ноябрь – Март |
|
Социограммы, рекомендации классным руководителям |
|
|
5 |
По запросу (от администрации, кл.руков.) |
Индивидуальные консультации |
|
В течение года |
|
Протокол |
|
|
6 |
Изучение эмоционально-волевой сферы |
«Несуществую-щее животное»
|
4-6 класс |
В течение года |
|
Анализ с рекомендациями |
|
|
7
|
Профилактика половой неприкосновенности и насилия
|
анкета |
7-9 класс |
В течение года |
|
Сводные таблицы, заключение с адресными рекомендациями |
|
|
8
|
Диагностика выявления обучающихся, склонных к насилию и жестокости. |
Тест на уровень склонности к насилию и жестокости (компьютерная версия) |
6 – 8 классы |
Январь |
|
Составление аналитической справки. Разработка рекомендаций. Выявление детей «группы риска». |
|
|
9 |
Диагностика уровня социально-психологической адаптации и мотивации |
-«Социометрия» авт. Морено; - Изучение мотивации обучения старших подростков М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина;
|
9 класс |
Март |
|
Составление аналитической справки Разработка рекомендаций |
|
|
10 |
Мониторинг уровня агрессии у подростков «группы риска» |
1.Опросник Басса – Дарки, модификация Резапкиной Г.В. |
6- 8 классы «группа риска» и ВШУ |
Февраль |
|
Разработка планов групповой и индивидуальной коррекционной работы |
|
|
11 |
Диагностика профессиональных склонностей и профессиональной направленности обучающихся |
ДДО Е.С.Климова (тест «Я предпочту») |
8 класс |
Февраль |
|
Аналитическая справка. |
|
|
12 |
Диагностика психологической атмосферы в педагогическом коллективе, эмоционального выгорания педагогов (мониторинг) |
1.Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко 2.Тест. (М.И. Станкин) Сформирован ли у Вас педагогический такт? |
Педагоги, воспитатели |
Март |
|
Индивидуальная работа с педагогами |
|
|
13 |
Диагностика определения уровня готовности обучающихся 4 класса к переходу из начальной школы в среднее звено. |
1. Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г. 2. Анкета для оценки уровня 14школьной мотивации Н. Лускановой. 3. Тест на оценку сформированности навыков чтения. . Социометрия. |
4 класс |
Апрель - Май |
|
Аналитическая справка. Собеседование с учителями по преемственности обучения и воспитания. Разработка рекомендаций. |
|
|
14 |
Диагностика эмоционально-волевой и познавательной сфер обучающихся по запросу администрации школы, педагогов, родителей |
В соответствии с запросом. |
Все классы |
В течение года |
|
Составление психологической характеристики. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса |
|
|
15 |
Индивидуальное психологическое обследование обучающихся, вновь поступивших в школу. |
В соответствии с запросом |
Вновь поступившие обучающиеся. |
В течение года |
|
Заключение. Составление психологической характеристики. |
|
|
2.Коррекционно-развивающая работа |
|
|||||||
1 |
Психологическая адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене и профилактика возможных трудностей, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса. |
Психологическая программа «Я- пятиклассник» процесса адаптации пятиклассников |
5 класс |
Ноябрь – Декабрь |
|
Журнал групповых форм работы, заключение по результатам коррекционно-развивающей работы |
|
|
2 |
Помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность. |
Программа занятий по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников. |
1 класс |
Ноябрь – Декабрь |
|
Журнал групповых форм работы, заключение по результатам профилактической работы |
|
|
3 |
Индивидуальные занятия по развитию |
Занятие№ 1- тренинговые занятие №6 в кл. по системе Громовой Т.В. «Я школьник» -Тренинговое занятие №6
|
2, 3, 4 классы |
Декабрь – Май |
|
Программа «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» Рекомендации ПМПк Журнал учета развивающей и коррекционной работы(РКР) |
|
|
4 |
Психологическое сопровождение обучающихся в рамка |
Тренинговое занятие |
2- 4 классы |
Декабрь – Май |
|
Программа организации психол. сопровождения обучающихся 1-4 класса Журнал учета |
|
|
5 |
Коррекция агрессивного поведения обучающихся. |
Тренинговое занятие |
5,6-8 классы |
В течение года |
|
Программа коррекции агрессивных состояний По результатам диагностики Журнал учета РКР |
|
|
6 |
Занятия (групповые и индивидуальные) для обучающихся со школьной дезадаптацией. |
анкета |
5 класс, вновь прибывшие |
В течение года |
|
По результатам диагностики Журнал учета КР |
|
|
7 |
Занятия (групповые и индивидуальные) по обучению методам релаксации, коррекции эмоционально-волевой и поведенческой сферы с использованием |
- Методика «Корректурная проба» - Методика «IQлабильность» |
2-4 классы 5-8 классы |
Декабрь – Май |
|
Журнал учета РКР Журнал учета РКР |
|
|
8 |
Индивидуальные занятия по развитию познавательной сферы |
Тренинговое занятие |
1-7 классы |
В течение года |
|
По результатам диагностики. Рекомендации ПМПк Журнал учета РКР |
|
|
9 |
Индивидуальные и групповые занятия для детей «группы риска» |
Тренинговое занятие |
Обучающиеся «группы риска» |
Ноябрь – Май |
|
По результатам диагностики. Журнал учета РКР |
|
|
10 |
Тренинг межличностных отношений |
Исследование детско-родительских отношений («Рисунок семьи») Социометрическое исследование Дж. Морено Несуществующее животное.
|
8 классы |
Март |
|
Конспект тренинга Журнал учета РКР |
|
|
11 |
Тренинг по конфликтологии |
Комплекс методик: элементы программы тренинговых занятий «Конфликты и методы преодоления» |
Педагог |
Март |
|
Конспект тренинга Журнал учета РКР |
|
|
12 |
Оказание психологической помощи и поддержки молодым и вновь поступившим на работу педагогам. |
Характерологический опросник Айзенка - Тест-опросник Шмишека |
Педагог |
В течение года |
|
Консультации, рекомендации Журнал учета РКР |
|
|
3. Психопрофилактическая работа и просвещение |
|
|||||||
1 |
Участие в работе педагогических советов школы |
Педагог
|
Один раз в четверть |
|
|
Темы по плану работы школы |
|
|
2 |
Участие в работе методических объединений: учителей начальных классов учителей-предметников. |
Педагог
|
Один раз в четверть |
|
|
Темы по плану МО |
|
|
3 |
Участие в общешкольных и классных родительских собраниях. |
Родители |
|
|
|
По плану работы школы и классных руководителей Выступление, проведение анкетирования, разработка, памяток рекомендаций |
|
|
4 |
Подготовка информации для, электронных ресурсов, школьного сайта и информационного стенда. |
Педагоги Родители
|
В течение года |
|
|
Журнал психологического просвещения |
|
|
5 |
Подготовка печатных материалов (памятки) для родителей, педагогов, касающихся вопросов адаптации, обучения и воспитания детей |
Педагоги Родители |
|
|
|
Подготовка памяток для родителей |
|
|
6 |
Знакомство с программой «Формирование здоровья и жизненных навыков, а также превенция суицида среди несовершеннолетних» |
Лекторий (онлайн) |
Родители8-9 класса, повтор |
|
|
Сценарий, презентации, согласие на участие в опросе |
|
|
4. Консультирование |
|
|||||||
1 |
Индивидуальное консультирование обучающихся, педагогов и родителей |
По запросу |
|
В течение года |
|
Журнал консультаций |
|
|
2 |
Индивидуальное консультирование по результатам диагностики |
«Группа риска» |
|
В течение года |
|
Журнал консультаций |
|
|
3 |
Консультации для родителей: - межличностные отношения в семье; - возрастные особенности развития детей; -родительско-детские отношения; - взаимоотношения с педагогами и воспитателями; - личностные проблемы родителей; - проблемы адаптации детей; -профессиональное самоопределение ребенка; - разрешение конфликтных ситуаций в семье; - взаимодействие с подростками; -по результатам диагностики; - поведенческие проблемы ребенка. - особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Анкетирование |
|
В течение года |
|
Журнал консультаций |
|
|
4 |
Групповые консультации для подростков: - Как воспитывать в себе доброе отношение к «братьям нашим меньшим» - Как уберечь себя в сети Интернет и при использовании мобильной связи - Этика сетевого общения -Что делать в случае жестокого обращения дома, в школе и на улице - Как не стать жертвой буллинга в школе -Стресс и как с ним справиться - Вредные привычки - Любовь или влюбленность |
Анкетирование |
5-8 классы |
В течение года |
|
Журнал консультаций |
|
|
5 |
Консультации для педагогов: - по вопросу снижения уровня агрессивности подростков; - по вопросам взаимоотношений с обучающимися, родителями, коллегами и администрацией. - по результатам диагностики; - написание характеристик; -проблемы поведения обучающихся; - подготовка к аттестации; - неблагоприятные эмоциональные состояния; - консультации по индивидуальным психологическим особенностям вновь прибывших детей и детей «группы риска»; - личностные проблемы педагогов. - как избежать «эмоционального выгорания» |
Анкетирование |
Педагоги
|
В течение года |
|
Журнал консультаций |
|
|
6 |
Консультации для обучающихся: - межличностные отношения в семье и школе; (взаимоотношения с одноклассниками, педагогами, родителями); - взаимоотношения с противоположным полом; - неблагоприятное эмоциональное состояние; - предупреждение проявления девиантного поведения - способы снятия стрессовых состояний; - способы взаимодействия в конфликтной ситуации; - преодоление агрессии во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками; - по результатам изучения профессиональных предпочтений. |
Анкетирование |
5-8 классы Обучающиеся, состоящие на ВШУ 8 классы |
|
|
Журнал консультаций |
|
|
|
5. Организационно-методическая работа |
|||||||
1 |
Подготовка кабинета к работе в новом учебному году |
Педагог-психолог |
Декабрь |
|
|
Готовность кабинета |
|
|
2 |
Разработка программ индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий |
Педагог-психолог |
Январь |
|
|
Программы, расписание занятий. |
|
|
3 |
Приобретение пособий и стимульного материала для диагностического обследования и коррекционно-развивающих занятий |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
|
Пособия, стимульный материал |
|
|
4 |
Пополнение картотеки психологических игр по различным психологическим проблемам (агрессивность, тревожность, застенчивость и т.д.). |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
|
Картотека игр |
|
|
5 |
Аттестация квалификационную категорию. |
Педагог-психолог |
Декабрь-январь |
|
|
|
|
|
6 |
Повышение квалификации, участие в веб-семинарах, областном методическом объединении педагогов – психологов. |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
|
|
|
|
7 |
Участие в работе ШППк |
Педагог-психолог |
По плану работы ШППк |
|
|
Протоколы ШППк |
|
|
8 |
Ведение отчетной документации, обработка результатов диагностических обследований, разработка рекомендаций по результатам диагностического обследования. |
Педагог-психолог |
В течение года |
|
|
Журналы учета работы |
|
|
6. Аналитическая работа |
|
|||||||
1 |
Подготовка аналитического отчета (анализа работы) педагога-психолога за текущий учебный год и плана работы на следующий учебный год. |
Педагог-психолог |
Май |
|
|
Отчёт, план |
|
|
Педагог – психолог: Молдахметова А.О.