Согласовано Утверждаю
Методист мини-центра «Жулдыз» Директор КГУ «ОСШ
______________ Богенбаева А.М с. Красный Кордон»
_______Соболева Н.Е.
Кружок по опытно-экспериментальной
деятельности:
«Юный исследователь»
(старшая группа)
Подготовила: Воспитатель
Старшей разновозрастной группы:
Светличная Т.А.
Село Красный Кордон
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
План кружка «Юный исследователь» составлен с учетом Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
План кружка направлен на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность кружка заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Цель кружка: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Условия реализации:
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25-30 минут.
Игровые приёмы:
Ожидаемые результаты:
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Юный исследователь» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Перспективно-тематическое планирование кружка.
Месяц |
Тема |
Опыты |
Сентябрь |
До свидания лето, здравствуй детский сад |
Карточка №1 «Рецепты раствора для мыльных пузырей». Задачи: Учить детей изготавливать мыльный раствор |
Карточка №2 «Веселые пузыри» Задачи: Познакомить детей со свойством мыльных пузырей |
||
Урожай |
Карточка № 3 «Опыт со светом и с проращиванием картофеля» Задачи: выявить потребность растения – клубня картофеля в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения. |
|
Мир растений |
Карточка №4 «Может ли растение дышать?»Задачи: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений. |
|
Октябрь |
Краски осени |
Карточка №5 «Делаем облако» Задачи: показать, как образуются облака и что такое дождь. |
Мир животных |
Карточка № 6 «Почему говорят: «Как с гуся вода?» Задачи: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. |
|
Я - человек |
Карточка № 7 «Время кружения»Задачи: познакомить с особенностями строения уха человека |
|
Маленькие исследователи |
Карточка № 8 «Радуга» Задачи: познакомить с радугой как природным явлением |
|
Ноябрь |
Дружба |
Карточка № 9 «Что быстрее?» Задачи: формировать представление об атмосферном давлении. |
Моя семья |
Карточка № 10 «Куда делись чернила?»Задачи: познакомить детей со свойствами активированного угля |
|
Наука вежливости, этикет |
Карточка № 11«Потребность растений в воде» Задачи: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений |
|
Как кто готовится к зиме |
Карточка № 12 «В почве есть воздух, в воде есть воздух» Задачи: закрепить представления о том, что в почве и в воде есть воздух. |
|
Декабрь |
Здравствуй, зимушка зима |
Карточка № 13 «Почему снег греет?» Задачи: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. |
Город мастеров |
Карточка № 14 «Мыльные пузыри на морозе»Задачи: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой |
|
Новогодний калейдоскоп |
Карточка № 15 «Мыльные пузыри на морозе»Задачи: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой |
|
Карточка № 16 «Мыльные пузыри на морозе»Задачи: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой |
||
Январь |
Народная культура и традиция, наш быт |
Карточка № 17 «Таяние и замерзание воды» Задачи: закреплять знания детей о свойствах воды. |
Карточка № 18 «Как работает термометр» Задачи: посмотреть, как работает термометр. |
||
Карточка № 19 «Как обнаружить воздух» Задачи: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. |
||
Февраль |
Миром правит доброта |
Карточка № 20 «Живые комочки» Задачи: определить, как преобразовались первые живые клетки. |
Транспорт |
Карточка № 21 «Свечка в банке» Задачи: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня. |
|
Наши защитники |
Карточка № 22 «Парашют» Задачи: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). |
|
Азбука безопасности |
Карточка № 23 «Где будут первые проталинки?» Задачи: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. |
|
Март |
Женский день |
Карточка № 24 «Чудо — прическа» Задачи: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов. |
Волшебница вода |
Карточка № 25 «Агрегатные состояния воды» Задачи: доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар. |
|
Весна шагает по планете |
Карточка № 26 «Из закрытого пространства воздух не перемещается» Задачи: доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться. |
|
В гостях у сказки |
Карточка № 27 «Воздух помогает рыбам плавать» Задачи: рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать |
|
Апрель |
Встречаем птиц |
Карточка № 28 «Как устроены перья у птиц» Задачи: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. |
Быть здоровыми хотим |
Карточка № 29 «Плавающий апельсин» Задачи: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух |
|
Мой город, моя страна, моя планета |
Карточка № 30 «Погружение предметов в мокрый и в сухой песок» Задачи: показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок. |
|
Миром правит доброта |
Карточка № 31 «Прыгающие рисовые хлопья» Задачи: показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов. |
|
Май
|
Мой город, моя страна, моя планета |
Карточка № 32 «Способ разделения перемешанных соли и перца» Задачи: показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов |
День победы |
Карточка № 33 «Как образуется тень» Задачи: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. |
|
Мир природы |
Карточка № 34 «Какое значение имеет размер семян» Задачи: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть. |
|
До свиданья, детский сад, здравствуй школа |
Карточка № 35 «Песок – природный фильтрат» Задачи: познакомить со свойствами песка |
Список литературы