«Ақмола облысы білім басқармасының Зеренді ауданы бойынша білім бөлімі Красный Кордон ауылының негізгі орта мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя школа села Красный Кордон отдела образования по Зерендинскому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желілерде

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Тәжірибелік-эксперименттік қызмет бойынша үйірме: "Жас зерттеуші "(ересек топ) 2023-2024

Согласовано                                                                                         Утверждаю

Методист мини-центра «Жулдыз»                                               Директор КГУ «ОСШ

______________ Богенбаева А.М                                                     с. Красный Кордон»

                                                                                                             _______Соболева Н.Е.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Кружок по опытно-экспериментальной

                                    деятельности:

«Юный исследователь»

(старшая группа)

 

 

 

 

                                                                   Подготовила: Воспитатель

   Старшей разновозрастной группы:

                                                  Светличная Т.А.

 

 

 

 

                                                          

Село Красный Кордон

2023-2024 учебный год


Пояснительная записка 

План кружка «Юный исследователь» составлен с учетом Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения.

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

План кружка направлен на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность кружка заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Цель кружка: Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

        

Условия реализации:

        Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

 


Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, лампа, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм, стакан, банка, воронка, таз, термометр, зеркало, пинцет, сито, маркер;
  • природный материал: картофель, комнатные цветы, лед, перья, почва, солома, песок, камешки;
  • утилизированный материал: бумага, мешочки, ткань, пенопласт, замок-молния, волос, полотенце, шерсть;
  •  медицинские материалы: нашатырь, глицерин, лупа, пипетка, активированный уголь;
  • прочие материалы: моющие средства, трубочки коктейльные, масло растительное, тушь, свеча, краски, пластмассовая расческа, воздушный шар, газированная вода, иллюстрации «Рыбы», апельсин, соль, перец, семечки.
  •  

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25-30 минут.

 

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

        Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

        Кружок «Юный исследователь» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

 

 

Перспективно-тематическое планирование кружка.

 

Месяц

Тема

Опыты

Сентябрь

До свидания лето, здравствуй детский сад

Карточка №1 «Рецепты раствора для мыльных пузырей».

Задачи: Учить детей изготавливать мыльный раствор

Карточка №2 «Веселые пузыри»

Задачи: Познакомить детей со свойством мыльных пузырей

Урожай

Карточка № 3 «Опыт со светом и с проращиванием картофеля»

Задачи: выявить потребность растения – клубня картофеля в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения.

Мир растений

Карточка №4 «Может ли растение дышать?»

Задачи: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

     Октябрь

Краски осени

Карточка №5 «Делаем облако»

Задачи: показать, как образуются облака и что такое дождь.

Мир животных

Карточка № 6 «Почему говорят: «Как с гуся вода?»

Задачи: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Я - человек

Карточка № 7 «Время кружения»

 Задачи: познакомить с особенностями строения уха человека

Маленькие исследователи

Карточка № 8 «Радуга»

Задачи: познакомить с радугой как природным явлением

Ноябрь

Дружба

Карточка № 9 «Что быстрее?»

Задачи: формировать представление об атмосферном давлении.

Моя семья

Карточка № 10 «Куда делись чернила?»

Задачи: познакомить детей со свойствами активированного угля

Наука вежливости, этикет

Карточка № 11«Потребность растений в воде»

Задачи: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Как кто готовится к зиме

Карточка № 12 «В почве есть воздух, в воде есть воздух»

Задачи: закрепить представления о том, что в почве и в воде есть воздух.

 

Декабрь

Здравствуй, зимушка зима

Карточка № 13 «Почему снег греет?»

Задачи: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Город мастеров

Карточка № 14 «Мыльные пузыри на морозе»

Задачи: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой

Новогодний калейдоскоп

Карточка № 15 «Мыльные пузыри на морозе»

Задачи: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой

Карточка № 16 «Мыльные пузыри на морозе»

Задачи: познакомить детей со свойством мыльных пузырей зимой

Январь

Народная культура и традиция, наш быт

Карточка № 17 «Таяние и замерзание воды»

Задачи: закреплять знания детей о свойствах воды.

Карточка № 18 «Как работает термометр»

Задачи: посмотреть, как работает термометр.

Карточка № 19 «Как обнаружить воздух»

Задачи: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

 

 

Февраль

Миром правит доброта

Карточка № 20 «Живые комочки»

Задачи: определить, как преобразовались первые живые клетки.

Транспорт

Карточка № 21 «Свечка в банке»

Задачи: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

Наши защитники

Карточка № 22 «Парашют»

Задачи: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Азбука безопасности

Карточка № 23 «Где будут первые проталинки?»

Задачи: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

 

 

Март

Женский день

Карточка № 24 «Чудо — прическа»

Задачи: познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Волшебница вода

Карточка № 25 «Агрегатные состояния воды»

Задачи: доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Весна шагает по планете

Карточка № 26 «Из закрытого пространства воздух не перемещается»

Задачи: доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.

В гостях у сказки

Карточка № 27 «Воздух помогает рыбам плавать»

Задачи: рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать

Апрель

Встречаем птиц

Карточка № 28 «Как устроены перья у птиц»

Задачи: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Быть здоровыми хотим

Карточка № 29 «Плавающий апельсин»

Задачи: доказать, что в кожуре апельсина есть воздух

Мой город, моя страна, моя планета

Карточка № 30 «Погружение предметов в мокрый и в сухой песок»

Задачи: показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Миром правит доброта

Карточка № 31 «Прыгающие рисовые хлопья»

Задачи: показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Май

             

 

 

Мой город, моя страна, моя планета

Карточка № 32 «Способ разделения перемешанных соли и перца»

Задачи: показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов

День победы

Карточка № 33 «Как образуется тень»

Задачи: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Мир природы

Карточка № 34 «Какое значение имеет размер семян»

Задачи: показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

До свиданья, детский сад, здравствуй школа

Карточка № 35 «Песок – природный фильтрат»

Задачи: познакомить со свойствами песка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
  2. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.,ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий \ авт. – сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012 г.
  4. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
  5. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие для воспитателей детского сада. СП6 «Детство-пресс»,2004 г.
  6. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
  7. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г.
  8. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
  9. Интернет-ресурсы
  10. Журналы по дошкольному воспитанию

 

Жаңартылған күні: 10.06.2024 04:11
Құрылған күні: 10.06.2024 04:11

Текст